УДК: 124.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-4-76

ПАМЯТНИК В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

И. А. Аполлонов

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

e-mail: obligo@yandex.ru

А. А. Хлевов

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

e-mail: hlevov@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется проблема взаимосвязи исторических монументов и исторической памяти. Цель статьи: рассмотреть герменевтическое значение памятников. В данном контексте скульптурное изображение рассматривается как особый способ осмысления прошлого и интерпретации истории. Подобный подход предполагает использование герменевтической методологии в изучении исторических монументов, при которой памятники предстают утверждением определённых ценностей и идей. Идеи, выраженные в памятниках, связывают прошлое с настоящим и будущим, являются воплощением идентификационных символов народа и государства. Исследована идеологическая составляющая семантики исторических монументов. Показано, что посредством памятников происходит утверждение определённого политического проекта власти, который обосновывается конструированием соответствующего исторического нарратива. Вместе с тем, памятники предстают сакральными символами исторической памяти в её эссенциальном аспекте, как судьбоносной связи прошлого и настоящего. Рассмотрена диалогическая природа исторической памяти. Обосновано, что главным условием подобной диалогичности является апофатический горизонт исторической правды, позволяющий в многообразии событий прошлого разглядеть единство и целостность исторического процесса. Проникновение в апофатический горизонт правды о прошлом определяет герменевтический потенциал исторического монумента как средства осмысления и концептуализации памяти о прошлом. Рассмотрены смысловые уровни исторического монумента: внешний уровень, обращённый к фактичности исторической личности или события, и художественное содержание памятника, раскрывающая значимость данной фактичности. Семантику первого уровня определяет идеологема, связанная с политикой меморизации. Самоценность этого уровня ведёт к упрощению, схематизму изображения, превращению памятника в простой меморативный знак. Второй уровень предполагает выражение в монументе идейного содержания истории. Подобный уровень осмысления отталкивается от личностных особенностей героя к его конкретно-исторической значимости и универсальным общечеловеческим смыслам. Тем самым, формируется герменевтический круг, в котором наглядная конкретность образа соединяет в себе фактичность исторической личности или события и идейное содержание этой фактичности.

Ключевые слова: исторический монумент, историческая память, войны памятников, идеология и идея, герменевтика скульптуры, памятники вождям белого движения.

Благодарности. Статья подготовлена при поддержке РФФИ и правительства г. Севастополь, проект 20-411-920005 раСевастополь «Опыт осмысления Великой Отечественной войны в пространстве городской культуры (кроссрегиональный анализ: Севастополь — Новороссийск)».

Для цитирования: Аполлонов И. А., Хлевов А. А. Памятник в контексте исторической памяти // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 4. — С. 76–85. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-4-76.