УДК: 17+16
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-4-91

СИМПТОМЫ НРАВСТВЕННОЙ ДИСПЕРСИИ В СОЗНАНИИ ИНДИВИДА И ОБЩЕСТВА

Н. И. Петев

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия

e-mail: cyanideemo@mail.ru

Аннотация. Данная работа посвящена вопросу о том, существуют ли тенденции деградации в сфере нравственности современного человека и социума. Последовательно приведены различные, иногда новые для нравственности тенденции, которые несут определённые негативные изменения для её внутреннего содержания. Целью работы стало выявить особенность и специфику деструктивных тенденций, способствующих дисперсии морали как автономного явления, а также их анализ. В данной работе использованы диалектический, сравнительный, аналитический и этический методы анализа. Кроме того, применялись элементы религиоведческого и психологического подходов. Данный комплекс методов и подходов позволяет детально и последовательно изучить деструктивные процессы, вызванные различными явлениями и идеями, применяемыми к нравственности. В результате данного исследования автор приходит к определённым выводам: 1. Таргетированная реклама как явление социума, обладая элементами фетишизма, символизма и некрофилическими тенденциями, отождествляет вещь с добродетелями. 2. Догматизм в современных формах нравственности направлен на становление конформизма, но не имеет ничего общего с положениями морали. 3. Назидательный характер современной нравственности инициируется для становления понятия «нормальной морали», которое по сути своей бессодержательно и спекулятивно.4. Апологетика в области морали – это одновременно симптом и процесс, превращающий аморальное в нечто нравственно санкционированное. 5. Вещизм морали предполагает создание системы рыночных отношений, где главенствует подмена ценностей и понятий, садистские и некрофилические тенденции. 6. Коммерциализация нравственности – симптом и процесс создания положения, при котором главенствующим принципом отношений является товарообмен и примат количественного над качественным. 7. Компенсаторский характер современных форм нравственности инициируется для создания удобной морали. 8. Утилитарный характер морали необходим для того, чтобы она была употребляема, доступна, отвечала прихотям всех и каждого. 9. Популяризаторство нравственности превращает её в некий эпатаж или атрибут, скрывающий положение вещей, т.е. в своеобразный стиль без содержания. 10.«Статус-кво» морали необходим для утверждения того, что является объектом нравственной критики.

Ключевые слова: дисперсия, индивид, общество, нравственность, коммерциализация, утилитаризм, популяризаторство.

Для цитирования: Петев Н. И. Симптомы нравственной дисперсии в сознании индивида и общества // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 91–103. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-4-91.