УДК: 656.132:656.015
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-4-125

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ КЛАССА М3

С. В. Ильянов

Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия

e-mail: ilyanovsv@mail.ru

Аннотация. Действующие на настоящий момент документы в сфере нормирования расхода топлив автомобилями в течение длительного времени с момента их введения не претерпевали значительных корректировок. При этом в ходе анализа отчетности некоторых пассажирских АТП было установлено, что фактические расходы топлив автобусами соответствуют действующим нормам с некоторыми отклонениями. Проведенные на кафедре «Автомобильный транспорт» НГТУ им. Р. Е. Алексеева исследования доказывают неэффективность корректирования транспортной нормы по условиям эксплуатации в современных реалиях. Для устранения указанных недостатков была разработана вероятностно-аналитическая методика прогнозирования расхода топлива с учетом скоростного режима движения, которая показала высокую сходимость результатов с фактическими средними скоростями движения грузовых автомобилей при условии технически корректного управления. При этом в рекомендованную модель заложено равномерное движение автомобиля с постоянной средней скоростью как превалирующее при междугородних перевозках.

Целью настоящего исследования является усовершенствование разработанной методики прогнозирования расхода топлива с учетом скоростных режимов движения автобусов в городских условиях эксплуатации. Достижение поставленной цели позволит разработать рекомендации по нормированию расхода топлив городских автобусов.

Для реализации цели определено влияние дорожных сопротивлений при движении на дорогах с твердым покрытием, установлено распределение скоростей движения автобусов класса М3 по маршрутам города Нижнего Новгорода для выявления закономерностей их изменения, определено влияние городских условий движения на расход топлива автобусами.

Расход топлива в городских условиях определяется как при движении автобуса с расчетной средней скоростью, согласно полученному распределению Вейбулла, используя положения теории автомобиля и влияние гидромеханической передачи на расход топлива, так и при простоях автобусов на остановочных пунктах, регулируемых перекрестках – как часовой расход.

Предлагаемый учет фактического распределения скоростей, городских условий эксплуатации и специфики работы ГМП существенно приближают результаты расчетов к фактическим значениям.

Завершением вышеуказанных исследований является усовершенствованная вероятностно-аналитическая методика прогнозирования расхода топлив с учетом скоростного режима движения в городских условиях эксплуатации, на основании которой будут разработаны рекомендации к нормированию расхода топлив городских автобусов.

Ключевые слова: расход топлива, нормирование расхода топлив, расход топлива автобусов.

Для цитирования: Ильянов С. В. Применение вероятностно-аналитической методики расчета расхода топлив для городских автобусов класса М3 // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 125–132. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-4-125.