УДК: 165.6/.8
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-3-130

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ОТРАЖЕНИЯ

Е. Н. Гнатик1, В. М. Найдыш2
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия
1 e-mail: gnatik-en@rudn.ru
2 e-mail: v.naidysh@bk.ru

Аннотация. В связи с бурным развитием когнитивных наук в эпистемологии, философии сознания актуализируются реалистические концепции познания, а вместе с ними вновь возрастает интерес к теории отражения, ее современному состоянию. В статье анализируются основные парадигмы теории отражения, пути их исторического развития и ее современные проблемы. Подчеркивается важность перехода от предметоцентрической к системоцентрической парадигме понимания отражения, в которой оно предстает как сложный системный процесс, активность которого предопределена структурой и историей отражающей системы. Отмечается, что в биологической эволюции активность отражения развивалась в направлении возрастания контроля субъекта над самим процессом отражения, совершенствованию способности разделять объективные и субъективные моменты отражения. На этом пути формировались две относительно самостоятельные подсистемы психической реальности – образ внешней среды и образ внутренних состояний психики субъекта. С помощью памяти образ внешней среды накапливался во внешнем опыте, который выступает основой когнитивной реальности. Образ внутренних состояний накапливался во внутреннем опыте, который является основой смысловой реальности, выражающейся чувственно-эмоциональными состояниями субъекта, тесно связанными с потребностно-мотивационной сферой психики. В свете системоцентрической методологии сознание предстает как интегральное качество функциональной активности мозга, эмерджентное по отношению к такой активности.

На основе системоцентрической методологии анализируются вопросы синтеза принципов отражения и деятельности, раскрывается содержание понятия фундаментального отношения сознания, анализируется концепция смысловой реальности, диалектика когнитивного и смыслового функционалов в деятельности сознания. Подчеркивается, что смысловой функционал сознания формируется на основе потребностей, интересов, целей субъекта и способен проявлять личностный контекст сознания, субъективную сторону жизнедеятельности человека. В статье показано, что современные проблемы и тупики когнитивной психологии как раз и связаны с игнорированием закономерностей связи когнитивного и смыслового функционалов в деятельности сознания.

Ключевые слова: отражение, деятельность, знание, смысл, сознание, ценности, когнитивная психология.

Для цитирования: Гнатик Е. Н., Найдыш В. М. Современные проблемы теории отражения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 3. – С. 130–140. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-3-130.


Литература

  1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.
  2. Вукетич Ф. Эволюция и познание. Парадигмы, перспективы, проблемы // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е. Н. Князева. – М. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – С. 275–314.
  3. Дидро Д. Разговор Д’Аламбера и Дидро // Д. Дидро Сочинения: в 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1986. – С. 379–391.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 303 с.
  5. Леонтьев А. Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. – 1966. – № 12. – С. 48–56.
  6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 445 с.
  7. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. – 393 с.
  8. Маркс К. Капитал. Т. 1. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 23. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. – 907 с.
  9. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М.: Прогресс, 1981. – 230 с.
  10. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: Нау¬ка, 1986. – 205 с.
  11. Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С.17–31.
  12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
  13. «Реалистический поворот» в современной эпистемологии, философии сознания и философии науки? Материалы «круглого стола». Участники: В. А. Лекторский, Пружинин Б. И., Д. И. Дубровский, Д. В. Иванов, А. С. Карпенко, Г. Д. Левин, Е. А. Мамчур, С. В. Пирожкова, А. В. Родин, Н. М. Смирнова, Е. О. Труфанова, Е. Л. Черткова / В. А. Лекторский [и др.] // Вопросы философии. – 2017. – № 1. – C. 5–38. – EDN: XIRCQD.
  14. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: АН СССР, 1957. – 328 с.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с.
  16. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 589 с.
  17. Франк C. Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997. – 479 с.
  18. Baars B. J. (1986) The cognitive revolution in psychology. – N.Y.: Guilford Publications, – 443 р.
  19. Neisser U. (1967) Cognitive Psychology. – N.Y.: Appleton–Century-Crofts, – 378 p.
  20. Smolin L. (1997) The Life of the Cosmos. – N.Y.: Oxford University Press, 1997. – 349 p.