УДК: 656.13 
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-3-107
EDN: ZAJFEZ
РАЗРАБОТКА АВТОРЕГРЕССИОННОЙ НЕЙРОСЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ АВАРИЙНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
 Е. В. Шохирев1,
 Е. В. Шохирев1,  П. П. Володькин2,
 П. П. Володькин2,  В. А. Лазарев3
 В. А. Лазарев3
	Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия
	1 e-mail: shohirev_kna@mail.ru
	2 e-mail: 004167@togudv.ru
	3 e-mail: 000136@togudv.ru
 А. В. Константинов
 А. В. Константинов
	Институт горного дела Дальневосточного отделения Российской академии наук, Хабаровск, Россия
	e-mail: alex-sdt@yandex.ru
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обоснована тем, что проблема аварийности на автомобильных дорогах является серьезной социальной и экономической проблемой, одним из возможных направлений решения которой заключается в проведении профилактики и предупреждения дорожной аварийности. Основой по предотвращению и в последующем снижению аварийности на дорогах может послужить анализ произошедших ранее дорожно-транспортных происшествий, результаты которого впоследствии, с применением современных технологий можно использовать, как базу для моделирования случаев аварийности и возможности их недопущения в дальнейшем. Решением данной задачи может являться создание модели прогнозирования на основе статистических данных с применением машинного обучения в анализе дорожной аварийности, что будет эффективным при обработке данных и принятию обоснованных решений для повышения безопасности на дорогах и сможет значительно улучшить точность прогнозов, что впоследствии может быть направлено на повышение уровня безопасности. Целью исследования является сравнение фактических показателей аварийности в Хабаровском крае за период с 01.01.2015 по 30.11.2023 гг. с результатами модели прогнозирования аварийности путем обучения и апробации на основе рекуррентной нейронной сети с использованием методов машинного обучения.
В исследовании применяются научные методы статистического моделирования временных рядов, анализ признакового пространства данных. Для моделирования и последующего прогнозирования использовалась нейронная сеть рекуррентного типа, с применением автореггрессионного подхода.
Научная новизна представленного исследования выражена в виде разработанной авторегрессионной нейросетевой модели прогнозирования аварийности для выявления зависимостей и закономерностей данных, которая позволит улучшить качество прогнозирования аварийности, с учетом возможности обработки большого объема данных с информацией о факторах, влияющих на аварийность.
Дальнейшие исследования будут направлены на совершенствование модели прогнозирования, с применением большего объема информации в исходных данных.
Новые научные результаты выражены в виде разработанной модели прогнозных значений ДТП, которая воспроизводит общие тенденции и предсказывает пики количества ДТП за указанный период времени. Модель, обученная на данных из обучающей выборки, способна предсказывать количество ДТП на данных тестовой выборки.
Представленная в исследовании модель прогнозирования в будущем может быть адаптирована для прогнозирования количества и видов ДТП, участников и пострадавших.
Применение результатов исследования направлено на улучшение качества профилактики дорожной аварийности и предотвращения аварийных ситуаций, используя данные модели прогнозирования.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, анализ аварийности, безопасность дорожного движения, нейронная сеть, моделирование, прогнозирование аварийности.
Для цитирования: Разработка авторегрессионной нейросетевой модели для прогнозирования аварийности на территории Хабаровского края / Е. В. Шохирев [и др.] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 3. – С. 107–120.– https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-3-107.
Литература
- Велихов П. Машинное обучение для понимания естественного языка // Открытые системы СУБД. – 2016. – № 1. – С. 18–21. – EDN: VQCODX.
- Гущина П. В., Шакирзянова И. Ф., Зюрина О. А. Интеллектуальные транспортные системы: элементы и преимущества // Логистика – Евразийский мост. Материалы XIX Международной научно-практической кон¬ференции. Красноярск, 24-28 апреля 2024. – С. 70–75. – EDN: SNSONE.
- Дорожно-транспортный травматизм. Вред, причиняемый во время ДТП / А. И. Марковнина [и др.] // Будущее технической науки. Сборник материалов XIX Всероссийской молодежной научно-технической конференции. Нижний Новгород, 08 октября 2020. – С. 190–191. – EDN: QFYGBA.
- Звягин Л. С. Особенности моделирования в различных типах нейросетей // Мягкие измерения и вычисления. – 2022. – Т. 52, № 3. – С. 43–54. – https://doi.org/10.36871/2618-9976.2022.03.005. – EDN: TMFOXC.
- Канторович Г. Г. Анализ временных рядов // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2002. – Т. 6, № 2. – С. 251–273. – EDN: ZEKQFV.
- Кущенко Л. Е. Прогнозирование ДТП как один из способов снижения смертности // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 2(81). – С. 67–73. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-2(81)-67-73. – EDN: MNZHMS.
- Обобщённая схема анализа данных и прогнозирования аварийных ситуаций на автомобильных дорогах / Д. О. Бобынцев [и др.] // Естественные и технические науки. – 2021. – № 12 (163). – С. 285–288. – EDN: NTGEKA.
- Особенности методов машинного обучения / И. Я. Львович [и др.] // Информационные технологии. – 2020. – Т. 26, № 9. – С. 499–506. – https://doi.org/10.17587/it.26.499-506. – EDN: EIZOHB.
- Рыбин А. Л. Парадигмы дорожного движения // Автомобильные дороги. – 2020. – № 12 (1069). – С. 133– 137. – EDN: ZDUVPM.
- Шпалтаков В. П. Теоретические основы экономики транспортной системы // Инновационная экономика и общество. – 2020. – № 1 (27). – С. 2–14. – EDN: KPFPFW.
- Alvarez-Rodriguez U., et al. (2021).Evolutionary dynamics of higher-order interactions in social networks. Nature Human Behaviour, Vol. 5, No. 5, pp. 586–595. – https://doi.org/10.1038/s41562-020-01024-1. (In Eng.).
- Franco Basso, et al. (2021) A deep learning approach for real-time crash prediction using vehicle-by-vehicle data. Accident Analysis & Prevention, Vol. 162. – https://doi.org/10.1016/j.aap.2021.106409. (In Eng.).
- Lastrico R., et al. (2024). Estimation of Kidney’s Blood Vessels Deformations for Robot-Assisted Surgery. In: Lee SG., An J., Chong N. Y., Strand M., Kim J. H. (eds) Intelligent Autonomous Systems 18. IAS 2023. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 794. – https://doi.org/10.1007/978-3-031-44981-9_35. (In Eng.).
- Li P., Abdel-Aty M., Yuan, J. (2020) Real-Time Crash Risk Prediction on Arterials Based on LSTM-CNN. Accident Analysis & Prevention, Vol. 135. – https://doi.org/10.1016/j.aap.2019.105371. (In Eng.).
- Liu Q., et al. (2024) Multi-task Support Vector Machine Classifier with Generalized Huber Loss. Journal of Classification . – https://doi.org/10.1007/s00357-024-09488-w. (In Eng.).

 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		