УДК: 656
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-3-54
EDN: KIOEAU

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВЕДОМСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В. М. Власов
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
e-mail: ttr_madi@inbox.ru

Н. А. Филиппова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия
e-mail: umen@bk.ru

А. В. Подзоров
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», Москва, Россия
e-mail: a.v.podzorov@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что автотранспортное обслуживание федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, подведомственных им агентств, силовых и надзорных органов осуществляется ведомственным автомобильным транспортом (ВАТ). Эксплуатация ВАТ в современных условиях основывается на документах, разработанных для автомобильного транспорта общего пользования (АТОП). В отдельных случаях несистемно используются ведомственные акты по организации работы автотранспортных средств и персонала применительно к функциям и задачам соответствующего подразделения. Эксплуатация ВАТ характеризуется избыточной рассредоточенностью региональных производственно-технических баз (ПТБ) для содержания, технического обслуживания и ремонта (ТОиР) специализированного автопарка, как правило, закреплённого за отдельными учреждениями. В результате в перевозочном процессе ВАТ задействовано больше материально-технических ресурсов, подвижного состава (ПС) и персонала, чем на АТОП. Повышение эффективности ВАТ состоит в укрупнении и централизации региональных ПТБ, а также в нормировании ресурсного обеспечения транспортного процесса. Предметом исследования являются закономерности функционирования ПТБ подразделений ведомственной структуры. Цель данного исследования заключается в повышении эффективности эксплуатации ВАТ за счёт территориальной интеграции ПТБ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, специфика которых определяется особенностями специализированного ВАТ на примере подразделений регионального Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, заключавшиеся: а) в сборе, группировке и обработке статистической информации с подразделений по типу, модели, численности и затрат на эксплуатацию и выполнение перевозок в сфере транспорта специализированными ПС; б) определению по географическим координатам расположения подразделений в регионе; в) составлению смежной матрицы расстояний между подразделениями. Методология исследования включает методику территориальной интеграции ПТБ региональных подразделений ВАТ на основе метода «центра тяжести» с учётом затрат на эксплуатацию специализированного автопарка и определению головного ПТБ. Полученные результаты исследования могут быть использованы для других управлений, подразделений, организаций и служб ведомственных структур, в которых задействуется специализированный автопарк.

Ключевые слова: ведомственный автомобильный транспорт, производственно-техническая база, подразделения, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, интеграция, специализированные автомобили, подвижной состав.

Для цитирования: Власов В. М., Филиппова Н. А., Подзоров А. В. Методика интеграции производственно-технических баз обслуживания и ремонта ведомственных автомобилей // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 3. – С. 54–63. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-3-54.


Литература

  1. Анализ развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта / И. Х. Хасанов [и др.] // Прогрессивные технологии в транспортных системах : материалы XVI международной научно–практической конференции, Оренбург, 11–13 ноября 2021 года – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 546–550. – EDN: KLXIUL.
  2. Бедакова Н. В. Анализ методов размещения складской сети пространственно распределенного предприятия // Научные труды КУБГТУ. – 2016, № 6. – С. 123–135. – EDN: WDFNEH.
  3. Богданов А. И., Монгуш Б. С. Математическая модель оптимизации регионального размещения производств для предприятия легкой промышленности // Организатор производства. – 2021, Т. 29, № 2. – С. 77–88. – EDN: MNICDV.
  4. Бурков В. В., Тузов Н. С. Пути развития производственно-технической базы по ТО и ТР грузовых автомобилей и автобусов на региональном уровне // Ученые заметки ТОГУ. – 2020, Т. 11, № 3. – С. 38–42. – EDN: BYZZAM.
  5. Быховцев Е. В., Третьяков А. А., Корытов М. С. Технологическое проектирование производственно-технической базы вооруженных сил России // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева. – 2018. – № 4 (16). – С. 66–69. – EDN: OEYRPH.
  6. Ветчинкин А. В., Семигласов А. О., Павлишин С. Г. Обоснование необходимости технологического перевооружения производственно-технической базы транспортного цеха ФКУ ИК-13 // Ученые заметки ТОГУ. – 2020, Т. 11, № 2. – С. 278– 282. – EDN: RAAEHV.
  7. Дрючин Д. А. Совершенствование методики проектирования производственно-технической базы АТП на основе сравнительной оценки эффективности производственной деятельности // Прогрессивные технологии в транспортных системах : материалы XVI Международной научно-практической конференции, 11–13 ноября 2021 г. – Оренбург – 2021, – С. 215–221. – EDN: BJZWKX.
  8. Жумамуратова В. Б., Жумабаева Г. Т. Развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта // Академическая публицистика. – 2021, № 7. – С. 81–83. – EDN: DJAPVE.
  9. Ивуть Р. Б., Зиневич А. С., Скориков В. А. Теоретико-методические основы развития национальной логистической системы в Республике Беларусь // Наука и техника. – 2016, Т. 15, № 6. – С. 504–510. – https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-6-504-510. – EDN: XYFZZH.
  10. Ларин О. Н., Альметова З. В. Повышение эффективности эксплуатации автомобильного транспорта при транзитных грузоперевозках // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент – 2012, № 30 (289). – С. 161–166. – EDN: PCPSIV.
  11. Левин Н. Ю. Оценка эффективности применения теории массового обслуживания при проектировании производственно-технической базы СТО // Управление качеством в транспортной и социальной сферах : материалы XLV Всероссийской студенческой научной конференции. Оренбург. – 2023. С. 34–38. – EDN: OYXCHL.
  12. Мишурова А. И., Солдаткина О. В. Критерии обоснования оптимальной дислокации логистического центра на примере Оренбургской области // Управление устойчивым развитием. – 2020, № 4 (29). – С. 25–36. – EDN: NALXND.
  13. Подзоров А. В. Эффективность управления автомобильном парком в территориальных органах ФСИН России // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 8. – С. 54–56. – EDN: WMPFVT.
  14. Развитие производственно-технических баз с учетом использования информационных технологий на ведомственном автомобильном транспорте / А. В. Подзоров [и др.] // Сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции «Реализация транспортной стратегии РФ до 2030 года в части развития автотранспортного комплекса», Махачкала, 5 и 6 марта 2024 г. – С. 40–43.
  15. Тузов Н. С., Попов Е. В. Общий подход к разработке технологического проекта производственно-технической базы (ПТБ) по ТО и ТР предприятий автомобильного транспорта // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. Т. 5, № 2. – С. 138–144. – EDN: SHCLSN.
  16. Управление, планирование и стимулирование на автомобильном транспорте // Сб. науч. тр. / Гос. НИИ автомоб. трансп. – М. : НИИАТ – 1986. – С. 32–39.