УДК: 1: 7.01; 130.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-98
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МУЗЫКИ: ПО СЛЕДАМ ТРУДА «ТВОРЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ В ИСКУССТВЕ И ПОЭЗИИ» Ж. МАРИТЕНА
Г. Г. Коломиец1, Я. В. Парусимова2
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
1 е-mail: kolomietsgg@yandex.ru
2 е-mail: yanaparusimova@mail.ru
Аннотация. В статье речь идет об актуальном значении интерпретации понятия «музыка» в философском смысле, когда музыка есть более чем род музыкального искусства, понятие, имеющее место в концепции творческой, поэтической интуиции религиозного философа Жака Маритена. Авторы обнаруживают в труде Маритена онтологический признак устойчивого ядра неизменного и изменяющегося «музыкального», присутствующего, согласно философу, в предсознательном творческом Я. При этом он ссылается на философско-исторические истоки во взглядах на музыку в мире человека. Статья предусматривает связь маритеновской идеи, обращенной к глубинам творческой, поэтической интуиции в искусстве и поэзии, с авторской концепцией Г. Г. Коломиец «Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром». В труде Маритена «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» авторы данной статьи в целях выявления онтологического статуса музыки выделили три положения творческой, поэтической интуиции Маритена: «поэтический опыт», «поэтический смысл», «интериоризация музыки». Авторы обращают внимание на присутствие музыкально-субстанционального в истоках маритеновской теории, на использование Маритеном в поэзии и искусстве понятий «мелодия», «музыкальное потрясение», «музыка интуитивных импульсов». В статье указывается на соотношение концепции длительности в позитивной метафизике Бергсона и идеи метафизической интуиции бытия Маритена, а также проводит параллель с идеей субстанционального музыкального бытия в религиозной философии А. Ф. Лосева. Указывается различие и близость взглядов религиозных философов Маритена и Лосева на бытие музыки и значимость онтологического статуса музыки, привлекательного для современного музыкального мышления, которое ищет фундаментальную опору для своей деятельности. То, что поэту, художнику свойственно созерцать глубинное mousikë (музыку в философском смысле), согласно Маритену, тем самым, затрагивающего психологическую сторону бытия музыкального, поскольку не логос, а эстезис привлекает внимание религиозного философа, кратко сообщалось Г. Г. Коломиец на X. Овсянниковской международной конференции в ноябре 2021 года, проводимой в МГУ им. М. В. Ломоносова. Однако данная статья дает онтологическое обоснование идеи Маритена в контексте философско-исторических культурных взаимосвязей во взглядах на бытие музыки, подчеркивая авторский концептуальный подход к философии музыки.
Ключевые слова: Жак Маритен, творческая интуиция, искусство, поэзия, музыка, музыкально-субстанциональное бытие, онтология музыки, эстетика.
Для цитирования: Коломиец Г. Г., Парусимова Я. В. Онтологический статус музыки: по следам труда «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» Ж. Маритена // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 3. — С. 98–107, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-98.