УДК: 338.46
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
О. Б. Вахрушева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
e-mail: vob26@mail.ru
Н. Н. Хахонова
Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Россия
e-mail: N_Khakhonova@bk.ru
Аннотация. В социальной экономике корпоративная социальная ответственность рассматривается как элемент стратегии развития бизнеса. Поэтому важно оценить эффективность проведения социальных программ с целью выработки правильных управленческих решений для развития социальной среды. Целью исследования является выработка рекомендаций по оценке эффективности корпоративной социальной ответственности бизнеса. На основе программно-целевой концепции и системного подхода посредством сбора, группировки, обобщения и анализа информации о проведении социальных программ в статье предложена классификация социальных программ и методы оценки их эффективности. Социальные программы классифицируются на программы внешнего и внутреннего направления влияния на общество и корпоративную культуру организации. В статье рекомендованы методы оценки и определения социального эффекта и социально-экономической эффективности социальной ответственности бизнеса на основе показателей, которые характеризуют результаты проведения социальных программ и их влияние на деятельность компании в долгосрочном периоде. Показатели, характеризующие эффективность инвестиций в социальную сферу, делятся на следующие направления социальной деятельности: развитие трудового капитала организации, охрана труда и техника безопасности производства, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие региональных и муниципальных сообществ и взаимоотношения со стейкхолдерами. Социально-экономическая эффективность может оценить социальные программы по уровню расходов на социальные программы, по достигнутым результатам социальных мероприятий, а также по уровню влияния на деятельность организации в долгосрочной перспективе. Авторами предложены показатели для различных групп стейкхолдеров организации, которые характеризуют интересы и степень взаимодействия с ними. Предложенные методы оценки эффективности актуальны как на стадии выполнения социальных программ, так и в долгосрочном периоде после завершения программ. Это определило научную и практическую значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейших исследований в этой области.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальные программы, социальный эффект и социально-экономическая эффективность.
Для цитирования: Вахрушева О. Б., Хахонова Н. Н. Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 3. — С. 20–27, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-20.