УДК: 656.132:656.015
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-72

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАСХОДОВ ТОПЛИВА С УЧЕТОМ СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ

С. В. Ильянов1, Н. А. Кузьмин2, Г. В. Борисов3

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия

1e-mail: ilyanovsv@mail.ru

2e-mail: kuznntu@mail.ru

3e-mail: bgv-nn@yandex.ru

Аннотация. Сегодня существует большое количество диссертационных исследований и научных работ, охватывающих вопросы тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик автотранспортных средств (АТС), результаты которых представлены в виде: регрессионных моделей, аппроксимирующих зависимостей, математических моделей на основе многофакторного анализа, включающих в себя ряд дополнительных коэффициентов, в связи с чем использование результатов данных работ на практике ограничено, поскольку требует высокой квалификации персонала автотранспортных предприятий (АТП) и применение специальных программно-технических средств.

Вместе с тем на кафедре автомобильного транспорта Нижегородского государственного техни-ческого университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ им. Р. Е. Алексеева) разработана вероятностно-ана-литическая методика прогнозирования расхода топлива автопоездами с учетом скоростного режима движения, которая показывает высокую сходимость результатов с фактическими средними скоростями движения только для равномерного движения с постоянной средней скоростью, что не применимо к оценке расхода топлива городских автобусов.

На основании выдвинутой гипотезы о применимости распределения Вейбулла-Гнеденко для расчета средних скоростей движения городских автобусов и нормального распределения для расчета ускорений при движении сформулированы задачи данного исследования, выраженные в разработке математических моделей, отражающих зависимости скоростей и ускорений при движении автобусов в городских условиях эксплуатации, для планирования их расходов топлива.

Для решения поставленных задач проведены следующие экспериментальные исследования: определение среднего коэффициента суммарного дорожного сопротивления; фактическое распределение скоростей и ускорений при движении городских автобусов; определение среднего фактического значения расхода топлива при движении автобуса и при простое на остановочных пунктах.

По результатам обработки экспериментальных исследований подтверждена возможность применения закона Вейбулла-Гнеденко для описания фактических скоростей движения в городских условиях и нормального закона для описания ускорений при движении городских автобусов, что позволяет планировать расходы топлива с использованием аналитического аппарата теории вероятностей и математической статистики и использовать разработанную методику в практике автопредприятий.

На основании проведенных экспериментальных исследований и теоретических изысканий в данной области разработана аналитическая методика планирования расходов топлива городскими автобусами с учетом скоростного режима их движения, позволяющая планировать расходы топлива без проведения дополнительных экспериментов.

Проведение подобных исследований для других видов автомобилей и оценки неучтенных показателей дорожных, транспортных и природно-климатических условий эксплуатации позволит создать обобщен¬ную аналитическую методику планирования расходов топлива автомобилями в различных условиях экс¬плуатации.

Ключевые слова: нормирование расхода топлива, расход топлива автобусов, скорость движения.

Для цитирования: Ильянов С. В., Кузьмин Н. А., Борисов Г. В. Результаты экспериментальных ис¬следований расхода топлива с учетом скоростных режимов движения городских автобусов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 72–80. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-72.