УДК: 1(091)
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-117

«ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ» КАК ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИАГНОЗ ЭПОХИ

А. В. Перцев1, Е. С. Ковалева2

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

1e-mail: apertzev@mail.ru

2e-mail: kkovaleva2@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе историко-философской методологии как «теории историко-философского процесса» рассматривается актуальная на сегодняшний день тема духовной ситуации времени. Данная методология разрабатывалась на философском факультете Московского государственного университете, а затем в Институте философии РАН и философском факультете Уральского государственного университета им. А. М. Горького (Т. И. Ойзерман, П. П. Гайденко, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, А. С. Богомолов, В. С. Горский, З. А. Каменский, К. Н. Любутин). Авторы статьи показывают, что «история философии» вовсе не представляет собой знания о прошлом, но всегда превращается в повод и способ размышления о перспективах современного человечества. Историко-философские исследования — необходимый шаг к самоидентификации культурного сообщества в любой стране. Анализируется противостояние сциентизма и антропологизма в ХХ веке как направлений в философии, использование историко-философских исследований К. Ясперсом, Ф. Ницше и М. Хайдеггером для влияния на актуальные мировоззренческие установки современников. Рассматривается методология Карла Ясперса, которая изложена в его работах «Духовная ситуация современности» и «Всемирная история философии», где он показывает психиатрический диагноз исторической эпохи. Также впервые используется методология Мартина Хайдеггера, изложенная в его поздних работах: махинативность (Machenschaft), то есть универсальная технологическая делаемость всего — от деталей до произведений культуры, биологических тканей и устройства человеческих отношений как проектов социальными инженерами. Концепция «махинативности» рассматривается на материале перевода рукописи М. Хайдеггера «Вesinnung» («Постижение смысла»), которая впервые вовлекается в научный оборот в российской литературе авторами статьи. Отдельно выделены главные признаки махинативности (такие как: инженерное мышление, технологизация, стандартизация, компьютеризация, цифровизация, универсализация), положение человека, его места и роли в «живой машине». Во времена махинативности человек еще не готов признать себя машиной, он понимает себя как живое существо и пытается самоутверждаться, проявляя свои переживания по поводу выживания. В заключении делается вывод о том, что гуманитарные науки всегда оказываются между стандартами с одной стороны, а с другой — они слышат голос бытия. Роль гуманитарных наук показана ни как предотвращение всевластия научно-технического прогресса, а как недопущение стандартизации образования и культуры. Предлагается возвращение к истории философии как теоретической науке от неупорядоченных эмпирических описаний учений одних философов другими по своему выбору и вкусу без видения мировой философии как целого.

Ключевые слова историко-философская наука как «теория историко-философского процесса», история философии, «духовная ситуация времени», К. Ясперс, «махинативность», М. Хайдеггер, Ф. Ницше, сциентизм как направление в философии, антропологизм как направление в философии.

Для цитирования: Перцев А. В., Ковалева Е. С. «Духовная ситуация времени» как историко-философский диагноз эпохи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 117–129. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-117.