УДК: 101.1:316
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-100
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, КРИТИКА
К. Г. Мальцев1, А. Л. Алавердян2
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгород, Россия
1e-mail: maltsevaannav@mail.ru
2e-mail: arti-medwd@mail.ru
Аннотация. Национализм определяет современность, — тезис Л. Гринфельд в самом начале 90-х годов ХХ века (повторивший суждение Э. Кедури начала 60-х годов) неожиданно для либерального обществознания сразу приобрел политическую актуальность. Целью статьи является выявление причин указанной «неожиданности»: представление нации в экономической парадигме политического (термин Д. Агамбена) как гражданской ассоциации свободно самоопределяющихся автономных индивидов-граждан исключает возможность национальных конфликтов, действительность которых очевидна. Объективное научное исследование в рамках дисциплинарной структуры современной науки имеет как налично данный объект исследования в представлении: таким образом, необходимым становится философское истолкование как метод критики представления нации и национального в экономической парадигме. Установлено: представление нации нормативно и ценностно обусловлено основоположениями «либеральной метафизики»; необходимо различение «гражданского» и «этнического» национализмов, не имеющее «эмпирических оснований» (Р. Брубейкер); отнесение к ценности как способ конструирования идеально-типического понятия национализма предполагает необходимость оценки, обусловленной способом представления национализма; моральная и политическая дисквалификация «этнического национализма» как недействительного «остатка» (В. Парето) «встроено», таким образом, в научное исследование, которое одновременно является идеологическим инструментом и политической программой. Философское истолкование смысла представления национализма в либеральном обществознании, внешнее в отношении господствующей парадигмы политического, обеспечивает научную новизну и приводит к выводу: «гражданская нация» действительна как политический проект, предполагающий «историографический перерасчет прошлого» (М. Хайдеггер), ретроспективно помещающий начало национализма в прошлое. В процессе изложения выясняется практическое значение вывода: теория «гражданской нации» предполагает проведение границы между «цивилизованным» и — «культурным» и «природным» национализмами как политическими врагами, которые должны быть сняты: проведение границы между «гражданскими» и «этническими» национализмами имеет одновременно научное и политическое значение; указанные обстоятельства способствуют пониманию смысла и приписываемой цели процессу нациестроительства и практики национальной политики.
Ключевые слова: национализм, национальная идентичность, гражданская нация, этнический национализм, идеология, философское истолкование, экономическая парадигма политического.
Для цитирования: Мальцев К. Г., Алавердян А. Л. Представление национализма: структура, содержание, критика // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 100–110. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-100.