УДК: 101.1
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-3-71
ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ МЕТАФИЗИКИ И ОНТОЛОГИИ
Д. В. Анкин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
e-mail: dmitryankin@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются категории метафизики и онтологии в аспекте их эволюции. В начале статьи речь идет об отсутствии термина «бытие» в древних языках и его рождении в качестве философского термина-неологизма в V веке до н. э. Далее показывается случайность рождения термина «метафизика» и поздняя, связанная с христианством мотивация отделения данного термина от более древнего термина «теология», который христианские монахи оставляют за собой, для обозначения учения о трансцендентном Мире Ином. Вследствие этого же происходит и разделение древнего бытия-сущего на бытие и сущее. В дальнейшем в статье выделяются этапы критики метафизики в Новое и Новейшее время. Выявляются их различия и общность. Показывается, что для критиков метафизики не характерно разделение категорий бытия и сущего (начиная с И. Канта и заканчивая логическим эмпиризмом). В качестве первого этапа критики метафизики обращается внимание на эмпиризм Д. Юма и И. Канта. В рамках второго этапа критики метафизики помимо эмпиризма в качестве аргументации используется логический анализ языка. Показано значение логической семантики и языка логики предикатов, используемого в теории дескрипций Б. Рассела. Отмечается решение проблемы отрицательных экзистенциальных высказываний, которая есть следствие несовершенств естественного языка. Исследуются варианты истолкования метафизики и онтологии в рамках идеи «языковых каркасов» Р. Карнапа, а также теории «онтологической от- носительности» У. Куайна. Утверждается, что, начиная с Куайна, происходит разделение метафизики и онтологии, онтологическая относительность мирно уживается у данного автора с метафизическим реализмом, признающим существование физического мира. После Куайна метафизика расцветает уже на почве неклассических логик, ранее всего на почве модальной логики, вводящей семантически очищенные, уточненные (по сравнению с классикой), дистиллированные категории возможности, необходимости, действительности и другие. Метафизика включающего модальности мира становится богаче метафизики реального физического мира, постулируемого Куайном. Эта новая метафизика, на почве модальной логики, начинает разрабатываться в рамках «новых теорий референции», сначала у С. Крипке с его теорией «жестких десигнаторов» и каузальной трактовкой референции, затем у идейно близкого ему Х. Патнэма и других мыслителей. В заключение говорится о ценности и неустранимости метафизики, как в современной, так и в будущей философии. Отмечается универсализм и метафизические потенции логики и математики как таковых.
Ключевые слова: метафизика и онтология, бытие и сущее, критика метафизики, онтология и семантика, существование и предикация.
Для цитирования: Анкин Д. В. Эволюция идей метафизики и онтологии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 3. – С. 71–78. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-3-71.