УДК: 629.113, 656.136
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-3-111

ИССЛЕДОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ ВЕДУЩИХ МОСТОВ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ

А. Ю. Барыкин1, Р. Х. Тахавиев2

Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, Набе- режные Челны, Россия

1е-mail: AJBarykin@kpfu.ru

2е-mail: trh_ineka@mail.ru

С. В. Горбачев

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

е-mail: trf12@mail.osu.ru

Аннотация. Статья содержит актуальную информацию о влиянии технического состояния ведущих мостов на безотказность и долговечность автомобиля. Проведенный анализ научно-технической литературы и сведений об условиях эксплуатации грузовых автомобилей основан на системном подходе к оценке технического состояния автомобиля. Изучение рекомендаций научных работ и технической документации позволило установить недостаточное внимание к проблеме тепловой подготовки ведущего моста при эксплуатации в зимних условиях. Для объективной оценки технического состояния ведущего моста были рассмотрены основные факторы, определяющие влияние водителя и окружающей среды на рабочий процесс передачи и распределения мощности в трансмиссии. На основании опыта эксплуатации грузовых автомобилей КамАЗ сделан вывод о комплексном воздействии отрицательных факторов на вероятность отказа деталей при эксплуатации в зимних условиях.

Целью настоящего исследования является изучение тепловой нагруженности ведущих мостов грузового автомобиля в условиях зимней эксплуатации. На основании сведений о рациональных диапазонах рабочих температур трансмиссионного масла и деталей моста поставлена задача теоретического и экспериментального исследования теплового состояния трансмиссии. Приведены основные положения разработанной методики расчета теплового баланса ведущего моста, которая учитывает весомые факторы окружающей среды и представляет научную новизну. Установлены критические зоны ведущего моста, тепловое состояние которых в период зимней эксплуатации влияет на безотказность и долговечность деталей.

В статье приводятся результаты экспериментальных исследований ведущих мостов автомобиля КамАЗ. Дорожные испытания проводились в различных условиях эксплуатации с целью установления температурных градиентов в критических зонах узлов. Тепловые карты критических зон снимались последовательно на различных этапах пробега. Полученные результаты подтверждают теоретические положения авторов статьи и представляют научный и практический интерес.

Рекомендовано проведение тепловой подготовки ведущих мостов перед началом эксплуатации в зимнее время. Продолжение научных исследований связывается авторами статьи с реализацией метода бортового контроля и поддержания рациональных температур трансмиссионного масла и деталей моста во время зимней эксплуатации автомобилей.

Ключевые слова: грузовой автомобиль, ведущий мост, температурный градиент, тепловая подготовка, зимняя эксплуатация, тепловая карта, отказ узла, подогревательное устройство.

Для цитирования: Барыкин А. Ю., Тахавиев Р. Х, Горбачев С. В. Исследование нагруженности ведущих мостов грузового автомобиля КамАЗ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 3. – С. 111–118. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-3-111.