УДК: 123.
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-3-105

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ КАК ЦЕННОСТНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ МИЛЛЕНИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Л. С. Яковлева

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

e-mail: l.yakovleva128@gmail.com

Аннотация. В статье анализируется роль личностной самодетерминации в современных социальных медиа. Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что именно самодетерминация как ценностный ресурс личности оказывает влияние на возникновение несвойственных для классических СМИ функций социальных медиа в современном обществе. Целью статьи является анализ самодетерминации как ценностного ресурса личности миллениалов (поколение людей, родившихся с 1980 по 2000 год) в социальных медиа. Используется структурно-функциональный подход, в частности теория сетевого общества М. Кастельса и концепция свободы воли Ж.П. Сартра. Также автор обращается к эмпирическим исследованиям: «The Millennial Consumer» (The Boston Consulting Group), Всероссийского центра изучения общественного мнения. Сравнительный анализ понимания самодетерминации личности позволил уточнить некоторые особенности данного понятия, сформированного философами и социологами. Лич¬ностная самодетерминация способна оказывать воздействие на структуру медиареальности, при этом проблемой современного человека (вместо прежней проблемы отсутствия информации) является чрезмерное количество полученной информации. Автор приходит к заключению о том, что социальные медиа, как правило, при интерпретации и трансляции информации конструируют социальную реальность таким образом, что добавляют к информации некоторые элементы, которых изначально не было. Это в свою очередь приводит к формированию информации, в соответствии с требованиями или ожиданиями определенных заинтересованных групп, способствуя тем самым трансформации личности и выбора милленалов в социальных медиа. Таким образом, виртуальная реальность, за которой мы наблюдаем – мозаична. Здесь не происходит ценностного отбора и структурирование социального опыта. Человек оказывается в ситуации существования множества разных и противоречивых ценностей. Вхождение в виртуальное пространство предполагает наличие у человека устойчивой системы ценностей, иначе поиск самодетерминации личности грозит обернуться социальной девиацией, как в виртуальной, так и в реальной жизни. Отдельно необходимо отметить тот факт, что даже когда самодетерминация концептуализируется как процесс сознательной, преднамеренной саморефлексии, неявные ассоциации «я + группа», приобре¬тенные в раннем детстве, могут влиять на выбор индивидов, а также на ценность группы, к которой они принадлежат. По всей видимости, желание человека принадлежать к определенной группе является объяснением того, почему производство, обмен и постинг информацией в цифровом пространстве, распространяемой преимущественно через социальные сети, на сегодняшний день стало настолько популярным. Результаты данного исследования позволяют изучить понятие самодетерминации как ценностного ресурса личности миллениалов. Полученные результаты могут быть подкреплены новыми статистическими исследованиями, например, в прогнозировании социального поведения личности.

Ключевые слова: личность, самодетерминация, свобода, выбор, социальные медиа, интернет, социальные сети, ценность.

Для цитирования: Яковлева Л. С. Самодетерминация как ценностный ресурс личности миллениалов в социальных медиа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – №. 3 – С. 105–110. DOI: 10.25198/2077- 7175-2020-3-105.