УДК: 11
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-2-88
О БЫТИИ
С. Д. Лобанов
Пермский государственный институт культуры; Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук; Пермская государственная фармацевтическая академия, Пермь, Россия
e-mail: sdl-grey54@yandex.ru
Аннотация. По словам С. Л. Франка, вопрос о бытии имеет головоломный характер. Такая оценка справедлива не только для времени С. Л. Франка, но и для древней, и современной философии. Дело в том, что вопрос о бытии относится, с одной стороны, к великим европейским мифам, с другой – к основному вопросу философии. В статье предлагается рассмотреть бытие с трех точек зрения: 1) леммы бытия, т. е. его предметности, определяемой через отношение бытия к своему субстрату (субъекту), а также свойство индивидуальности бытия (неотделимости от вещей); 2) дилеммы бытия, т. е. его непредметности, связанной с вопросом, является ли бытие необходимым или случайным свойством вещей, а также отношение к отрицанию; 3) единства предметности и непредметности бытия, местом (хорой) бытия. Для решения вопроса о бытии принимается различение, введенное Г. Фреге: понятие (смысл, предикат, соозначение) и предмет (значение, денотат, истина/ложь). Ставится вопрос: является ли бытие понятием (предикатом) и предметом? Ответ на этот вопрос предлагается в терминах онтологических обязательств, включая модальности физической и моральной возможностей, а также договора, или некоторой нормы. Определение бытия через отношение к ничто может считаться источником пустоты бытия, с одной стороны, а с другой – источником творчества, способности языка философии создавать насыщенные смыслом описания действительности. В качестве примера-пробы поэзофилософии в статье используется схема исследования бытия: бытие есть бытие есть бытие. Вопрос о бытии непосредственно связан с историей метафизики, предметом которой служат бытие и другие высшие понятия (Благо, Единое, Истина и т. д.). Отрицание метафизики и, следовательно, понятия бытия, по замечанию Ницше, стало источником европейского нигилизма. Обращается внимание на вопрос Витгенштейна из его работы «О достоверности», а именно: «На что я могу положиться?». Это очень емкий вопрос, подобный вопросам Канта «Что я могу? На что я смею?» и т. д. В статье делается вывод: бытие есть источник убеждений, доверия, достоверности и уверенности человека. Другими словами, бытие есть то, без чего всё (остальное) суть ничто.
Ключевые слова: предметность бытия, непредметность бытия, лемма бытия, дилемма бытия, трилемма бытия, онтологические обязательства, нейтральная онтология, бытие есть бытие есть бытие.
Для цитирования: Лобанов С. Д. О бытии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 2. – С. 88– 99. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-2-88.
Литература
- Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 63–368.
- Васюков В. Л., Шульга Е. Н. Герменевтика естественных наук // Вопросы философии. – 2022. – № 8. – С. 97–106. – https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-97-106. – EDN: WGKEZE.
- Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // В. Виндельбанд. Избранное: Дух и история / пер. с нем. М. И. Левиной. – М.: Юрист, 1995. – С. 22–58.
- Витгенштейн Л. О достоверности // Л. Витгенштейн Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 321–405.
- Витгенштейн Л. Философские исследования // Л. Витгенштейн Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 79–319.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
- Гартман Н. Старая и новая онтология / Перевод Д. Мироновой // Историко-философский ежегодник᾽1988. – М.: Наука, 1988. – С. 320–324.
- Гете И.-В. Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1964. – 520 с.
- Грюмбаум А. Нищета теистической космологии // Вопросы философии. – 2004. – № 9. – С. 149–162. – EDN: OPVKKT.
- Жаккетт Д. Алексиус Майнонг, Пастырь Не-Бытия / пер. с англ. В. В. Целищева. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». – 2023. – 560 с.
- Деррида Ж. Эссе об имени / пер. с фр. Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 192 с.
- Кант И. Единственно-возможное основание для доказательства бытия бога // И. Кант. Сочинения в 6 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1963. – С. 392–508.
- Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения в 6-ти томах. Т. 3. / Общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.
- Кант И. Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал к физике // И. Кант Сочинения в 6 т. Т. 6. – М.: Мысль, 1966. – С. 589–651.
- Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / Пер. с датского языка Н. Исаевой и С. Исаева. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2005. – 680 с.
- Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Г. В. Лейбниц. Сочинения в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1983. – С. 47–545.
- Мануссакис Д. П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. К.: ДУХ I ΛITEPA, 2014. – 416 с.
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (черновики и наброски из наследия Фридриха Ницше 1883–1888 годов в редакции Элизабет Фёрстер-Ницше и Петера Гаста) / Пер. с нем. – М.: Культурная революция, 2016. – 824 с.
- Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – 303 с.
- Ойзерман Т. И. К вопросу о кантовском понимании предмета метафизики // Историко-философский ежегодник᾽1996. – М.: Наука, 1997. – C. 161–175.
- Рассел Б. Введение в математическую философию. Избранные работы М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022. – С. 220.
- Рассел Б. Проблемы философии // У. Джеймс Введение в философию; Б. Рассел Проблемы философии. – М.: Республика, 2000. – С. 153–279.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко – М.: Республика. 2000. – 639 с.
- Смирнов А. В., Солондаев В. К. Процессуальная логика. – М.: Садра, 2019. – 160 с.
- Стролл А. Аналитическая философия: двадцатый век / Пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2020. – 384 с.
- Фома Аквинский О сущем и сущности / Перевод В. Е. Кураповой // Историко-философский ежегодникʼ1988. – М.: Наука, 1988. – С. 230–252.
- Фома Аквинский Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1–43. Киев: Эльга; Ника-Центр; М.: Элькор-Мк, 2002. – 560 с.
- Фреге Г. Основоположения арифметики : Логико-математическое исследование о понятии числа. Томск: Водолей, 2000. – 128 с.
- Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франц в 1981–1982 учебном году. – СПб.: Наука, 2007. – 677 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: AD MARGINEM, 1997. – 451 c.
- Хайдеггер М. Введение в метафизику/ пер. с нем. Н. О. Гучинской. – СПб.: НОУ «Высшая религиозная философская школа», 1998. – 302 с.
- Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика. 1993. – С. 221–238.
- Хайдеггер М. К философии (О событии) / пер. с нем. Э. Сагетдинова. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. – 640 с.
- Шеллинг Ф. В. И. Иммануил Кант // Шеллинг. Соч. в 2 т.: Т.2. – М.: Мысль, 1989. – С. 27–33.
- Шредингер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии. – 1994. – № 9. – С. 66–94.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник. – СПб : Петрополис, 1998. – 432 с.