УДК: 656.13
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-2-64
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МЕСТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП ПО ПРИЧИНЕ НАРУШЕНИЯ ПДД ВОДИТЕЛЯМИ С УЧЕТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
И. Е. Ильина
Пензенский государственный аграрный университет, Пенза, Россия
e-mail: ilyina.i.e@pgau.ru
Е. Е. Витвицкий
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск, Россия
e-mail: vitvitsky_ee@mail.ru
К. А. Перекусихина
Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Безопасный регион», Пенза, Россия
e-mail: k.perekusihina@br.pnzreg.ru
В. И. Рассоха
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: cabin2012@yandex.ru
Аннотация. Причиной высокой аварийности на автомобильном транспорте в подавляющем большинстве случаев является нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств. При этом в контексте обеспечения безопасности дорожного движения не рассматривается человеческий фактор, заключающийся в намеренно совершенных нарушениях или непреднамеренных ошибках при управлении транспортным средством. Данные нарушения и ошибки связаны с индивидуальными качествами водителей безотносительно к характеристикам транспортных средств, которыми они управляют. Индивидуальные качества водителей определяют их надежность и характеризуются эмоциональной устойчивостью, распределением внимания, временем реакции, компетентностью, во многом зависящими от возраста, стажа и опыта управления тем или иным видом транспортных средств. Целью исследования является снижение аварийности на основе выявления потенциальных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с учетом параметров человеческого фактора. Для достижения поставленной цели использован алгоритм, позволяющий выполнить выбор соответствующих мест улично-дорожной сети из общего набора данных с помощью проверки условий, учитывающих человеческий фактор. Использование коэффициентов предпочтения позволяет выделить значимые показатели, соответствующие цели на момент проведения исследования. Исходными данными являются показатели аварийности на улично-дорожной сети из официальных источников за длительный период времени. Разработанная методика обладает научной новизной. Результатом научного исследования является определение потенциальных мест концентрации ДТП, а также значимости конкретных видов ДТП с определенными показателями в общей их массе на выбранном участке улично-дорожной сети с точки зрения цели исследователя. Теоретическая значимость работы заключается в проверке работоспособности предложенного алгоритма определения потенциальных мест концентрации ДТП по причине нарушения правил дорожного движения водителем с учётом параметров человеческого фактора, что представляет и практический интерес с точки зрения прогнозирования показателей аварий¬ности и разработки научно-обоснованных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение других составляющих человеческого фактора, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, водитель, человеческий фактор, место концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Для цитирования: Определение потенциальных мест концентрации ДТП по причине нарушения ПДД водителями с учетом человеческого фактора / И. Е. Ильина [и др.] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 2. – С. 64–74. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-2-64.
Литература
- Грушников В. А. Человеческий фактор дорожно-транспортных происшествий // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2016. – № 5. – С. 77–83. – EDN: VZCKLZ.
- Евтюков С. С., Голов Е. В., Коломеец А. А. Роль человеческого фактора при возникновении дорожно-транспортного происшествия // Транспортное дело России. – 2019. – № 2. – С. 196–199. – EDN: ADHRMR.
- Иванов В. В. Влияние социально-экономических факторов и развития дорожной сети на безопасность движения // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2005. – № 3 (34). – С. 34–38. – EDN: PYCYSV.
- Ильина И. Е. Выявление и оценка влияния человеческого фактора в возникновении дорожно-транспортного происшествия // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – № 9. – С. 59–61. – https://doi.org/10.36535/0236191420200912. – EDN: XSKXRC.
- Ильина И. Е., Витвицкий Е. Е. Определение потенциальных мест ДТП с целью прогнозирования аварийности с учётом человеческого фактора // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 3-2 (82). – С. 74–80. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-3-2(82)-74-80. – EDN: YIRYGC.
- Исхаков М. М., Рассоха В. И. «Человеческий фактор» в организации работы маршрутных транспортных средств на остановочных пунктах // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 1 (80). – С. 144–149. – EDN: IJJVGV.
- Капский Д. В. Учёт «человеческого фактора» в модели определения потенциальной опасности при прогнозировании аварийности по методу «конфликтных зон» // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – № 2 (25). – С. 123–126. – EDN: OZNAAH.
- Корсаков А. С., Леонтьев В. В., Луняка А. Н. Человеческий фактор как основа безопасности дорожного движения // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. – 2021. – № 2(2). – C. 5–8. – EDN: WNHCNB.
- Куракина Е. В., Склярова А. А. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе «участник дорожного движения – транспортное средство – дорога – внешняя среда» // Вестник СибАДИ. – 2020. – Т. 17, № 4 (74). – С. 488–499. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2020-17-4-488-499. – EDN: KCYSWW.
- Маринов М. Л., Каминский В. Ю. Человеческий фактор – ошибки в процессе работы или целостное поведение? // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2017. – Т. 5, № 6 (32). – С. 213–219. – EDN: ZOFIHP.
- Маринов М. Л., Каминский В. Ю. Человеческий фактор и безопасность транспортных систем // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2017. – Т. 5, № 6 (32). – С. 206–212. – EDN: ZOFIHF.
- Николаева Р. В. Влияние человеческого фактора на безопасность дорожного движения // Техника и технология транспорта. – 2018. – № 2 (7). – С.10. – EDN: XRALTF.
- Прогноз числа погибших в ДТП на основе социально-экономических показателей / В. Т. Капитанов [и др.] // Наука и техника в дорожной отрасли. –2017. – № 4 (82). – С. 4–7. – EDN: YUCMIB.
- Рекомендации по управлению мобильностью / Ассоциация транспортных инженеров; под научной редакцией д.т.н. профессора Ю. В. Трофименко. – СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА». – 2020. – 120 с.
- Томилин А. Н. Человеческий фактор: понятие, сущность содержания, проблемы // Эксплуатация морского транспорта. – 2015. – № 3(76). – С. 95–102. – EDN: UYBIPL.
- Трофименко Ю. В., Шашина Е. В. Влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности дорожного движения // Безопасность жизнедеятельности. – 2016. – № 1(181). – С. 24–27. – EDN: VIUSCP.
- Чванов В. В. Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учётом условий работы водителя : монография. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 416 с. – EDN: QNXCRD.
- Шохирев Е. В., Володькин П. П., Лазарев В. А. Причины дорожно-транспортной аварийности. Пути повышения безопасности дорожного движения и методы предупреждения нарушений правил дорожного движения // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. – 2023. – № 1. – С. 243–247. – EDN: IVDFMP.
- Энглези И. П. Определение вероятности возникновения ДТП на участках сети дорог с учётом человеческого фактора // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2017. – № 4 (82). – С. 9–11. – EDN: YUCMIT.
- Faus M., et al. (2023) Editorial: Human factors in transport and road safety. Front. Psychol. Vol. 22. No. 14 p. 1175488. – https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1175488. (In Eng.).
- Reason J. (2000) Human error: models and management: BMJ No. 320 (7237), pp. 768–770. – https://doi.org/10.1136/bmj.320.7237.768. (In Eng.).
- Treat J. R., et al. (1979) Tri-level study of the causes of traffic accidents: final report. Executive summary. Institute for Research in Public Safety, 78 p. (In Eng.).