УДК: 656.073.7
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-56
EDN: EOPSZH

БЕРЕЖЛИВОЕ МЫШЛЕНИЕ И СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОЦЕНКЕ ПОТЕРЬ ПРОВОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПАРКА

В. М. Курганов
Тверской государственный университет, Тверь, Россия
e-mail: glavreds@gmail.com

В. И. Рассоха
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: cabin2012@yandex.ru

М. В. Грязнов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
e-mail: gm-autolab@mail.ru

А. Н. Дорофеев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
e-mail: andorofeev@fa.ru

Аннотация. При сменно-суточном планировании в автотранспортном предприятии главной задачей является максимальное использование провозной способности автопарка, оцениваемой количеством груза, которое может быть перевезено за смену (сутки) при отсутствии всех видов непроизводительных потерь. Решение этой задачи может быть найдено в рамках концепции бережливого мышления, в центр которой ставятся выявление и устранение непроизводительных потерь. Для выявления факторов, обусловивших возникновение потерь, используется каузальное исследование, примером которого, наряду с другими, является ситуационный подход. Проблемная ситуация представляет собой причинно-следственный комплекс факторов, устранение которых обеспечивает повышение эффективности перевозок грузов. Ситуационная модель содержит количественную оценку цели устранения проблемной ситуации, технико-эксплуатационные показатели, характеризующие отдельные виды потерь и рекомендуемые мероприятия по их устранению. Цель проведенного исследования состоит в разработке инструментария оценки потерь провозной способности автомобильного парка, основанного на ситуационном моделировании в реализации принципов бережливого мышления применительно к перевозке металлургических грузов. В исследовании использованы методы ситуационного анализа, математического моделирования, анализа технико-эксплуатационных показателей транспортного процесса. Для изучения состояния вопроса проведен анализ научной литературы. Основными результатами, имеющими научную новизну, являются: ситуационная модель потерь провозной способности автомобильного парка, коэффициенты потерь провозной способности автопарка при перевозках металлургических грузов. Расчёт коэффициентов потерь провозной способности автопарка необходимо производить с использованием возможностей интеллектуальных систем навигационного контроля. Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении развития конкретных приложений концепции бережливого мышления и ситуационного подхода к повышению эффективности перевозок грузов, а также направлении развития цифровых систем управления автомобильными перевозками.

Ключевые слова: грузовые автомобильные перевозки, бережливое мышление, ситуационный подход, провозная способность автопарка, металлургический груз.

Для цитирования: Курганов В. М., Рассоха В. И., Грязнов М. В., Дорофеев А. Н. Бережливое мышление и ситуационное управление в оценке потерь провозной способности автомобильного парка // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 2. – С. 56–65, – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-56.


Литература

  1. Власов В. М., Кудрявцев А. А., Воронов П. О. Разработка критерия качества работы навигационных диспетчерских систем управления перевозками на городском пассажирском транспорте // Новости навигации. – 2021. – № 2. – С. 52–58.
  2. Дорофеев А. Н., Курганов В. М. Динамическая модель функционирования автотранспортного предприятия // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 3–4 (78). – С. 132–138. – http://doi.org/10.33979/2073-7432-2022-4(78)-3-132-138. – EDN: GMMJZS.
  3. Азаров В. К., Зозулин Е. М., Кутенёв В. Ф. Экологический ущерб от двигателей автомобилей в зависимости от вида потребляемого топлива // Транспорт на альтернативном топливе. – 2022. – № 6 (90). – С. 48–55. – EDN: BIPOMF.
  4. Ивашинников А. В., Шуплецова В. А. Бережливое производство в здравоохранении: монография. – Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2019. – 179 с.
  5. Исикава К. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика, 1988. – 199 с.
  6. Курганов В. М. Ситуационное управление автомобильными перевозками: монография. – М.: МАДИ (ГТУ), Техполиграфцентр, 2003. – 196 с. – EDN: QQBWJZ.
  7. Мукаев В. Н. Методика повышения производительности автомобилей при транспортном обслуживании металлургического предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 4. – С. 58–71. – http://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-58. (In Eng.).
  8. Проблемы внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах/ А. Н. Новиков [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 1 (72). – С. 47–55. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2021-72-1-47-54. – EDN: LJEINH.
  9. Рассоха В. И. Ситуационное управление автотранспортными системами. Схема и сценарии управления городским пассажирским транспортом // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – № 4 (110). – С. 142–146. – EDN: MLZQRX.
  10. Филиппова Н. А., Власов В. М., Беляев В. М. Навигационный контроль доставки грузов в условиях севера России // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17. – № 4 (83). – С. 218–231. – https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-218-231. – EDN: HWBAGR.
  11. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика). – М.: Прогресс, 1970. – 340 с.
  12. Чернов А. Г. Разработка методики применения принципов и инструментов бережливого производства в сфере образования // Бережливая школа. Сборник материалов научно-практической конференции «Бережливые технологии в образовании: теория и практика». – Нижний Новгород: НП ПЦ «Логос», 2021. – С. 12–19.
  13. Шибанова А. А. «Бережливое мышление» в организациях бюджетной сферы // Индустриальная экономика. 2020. № 4. – С. 30–34. – https://doi.org/10.475776/2712-7559_2020_4_30. (In Eng.).
  14. Garza-Reyes J. A. et al. (2017) Improving Road Transport Operations using Lean Thinking. 27th International Conference on Flexible Automation and Intelligent Manufacturing, FAIM2017, 27–30 June 2017, Modena, Italy. Procedia Manufacturing, Vol. 11, No. 2, pp. 1900–1907. – https://doi.org/10.1016/j.promfg.2017.07.332. (In Eng.).
  15. Hamoudi K., Bellaouar A., Petiot R. (2021) A Model of System Dynamics for physical flow analysis in distribution supplty chain. Transport and Telecommunication, Vol. 22, No. 1, pp. 98–108. – https://doi.org/10.2478/ttj-2021-0008. (In Eng.).
  16. Martichenko R., Taylor L. M. Lean Transportation – Fact or Fiction? (2006) FedEx Services, LeanCor, LLC. – 7 p. (In Eng.).
  17. Villarreal B. et al. (2016) Improving Road Transport Operations through Lean Thinking: A Case Study. International Journal of Logistics Research and Applications, Vol. 20, Is. 2, pp. 163–180. (In Eng.).
  18. Villarreal B., Garza-Reyes J. A., Kumar V. (2016) Lean road transportation – A systematic method for the improvement of road transport operations. Production Planning & Control, Vol. 27, No. 11. pp. 865–877. – https://doi.org/10.1080/09537287.2016.1152405 (In Eng.).