УДК: 656.072
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-43
EDN: YYQBGW

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ МАРШРУТЫ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Д. А. Дрючин 1, Н. Н. Якунин2, Н. В. Якунина3
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
1e-mail: dmi-dryuchin@yandex.ru
2e-mail: yakunin-n@yandex.ru
3e-mail: nat.yakunina56@yandex.ru

Аннотация. Городской пассажирский транспортный комплекс – это комплекс видов транспорта и инфраструктурных объектов, объединённых единой целью – удовлетворение транспортных потребностей городского населения с заданными показателями качества. Комплекс является важнейшей частью инфраструктуры современных городов и обеспечивает выполнение ряда ключевых функций. Условием эффективной работы транспортного комплекса является сбалансированное развитие подсистем, входящих в его структуру, что в свою очередь обуславливает необходимость формирования методической базы, определяющей условия такого развития.

Исходя из обозначенных положений, сформулирована цель проводимого исследования, которая заключается в повышении эффективности эксплуатации транспортных средств, обслуживающих маршруты городского наземного пассажирского транспортного комплекса, на основе результатов оценки их экологической безопасности и энергетической эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

– изучение и анализ содержания научно-исследовательских работ, нормативных и технических документов в области оценки экологической безопасности энергетической эффективности транспортных средств;

– разработка методики оценки и сравнительного анализа экологической безопасности и энергетической эффективности транспортных средств, обслуживающих маршруты городского общественного транспорта;

– оценка экологической безопасности различных категорий транспортных средств, обслуживающих маршруты городского наземного пассажирского транспортного комплекса;

– обобщение и анализ полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

При проведении исследования использован подход, предполагающий: моделирование параметров энергопотребления транспортных средств, реализующих различные технологии топливно-энергетического обеспечения и сравнительную оценку показателей, определяющих их энергоэффективность и экологическую безопасность в условиях движения по городским пассажирским маршрутам. Исходя из реализуемого подхода, в работе применены методы системного и статистического анализа исходной информации, математического моделирования и методы многокритериальной оценки полученных результатов.

Основным результатом исследования являются численные значения показателей энергоэффективности и экологической безопасности транспортных средств, реализующих различные технологии топливно-энергетического обеспечения в условиях городского наземного пассажирского транспортного комплекса, что составляет научную новизну выполненного исследования.

Использование полученных значений при оценке эффективности перевозки пассажиров транспортными средствами различных категорий, позволяет обеспечить формирование парка транспортных средств на основе результатов многокритериального анализа.

Одним из направлений дальнейших исследований, предполагающих использование полученных результатов, является разработка комплексной методики определения оптимальной структуры и согласованного формирования подсистем, входящих в состав городского наземного пассажирского транспортного комплекса.

Ключевые слова: энергоэффективность, экологическая безопасность, пассажирские перевозки, городской пассажирский транспорт, топливно-энергетическое обеспечение, транспортные средства.

Для цитирования: Дрючин Д. А., Якунин Н. Н., Якунина Н. В. Оценка экологической безопасности и энергетической эффективности транспортных средств, обслуживающих маршруты городского наземного транспортного комплекса // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 2. – С. 43–55. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-43.


Литература

  1. Абржина Л. Л., Магарил Е. Р. Методический подход к экономической оценке ущерба атмосферному воздуху // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. – 2008. – № 2. – С. 100–103.
  2. Азаров В. К., Васильев А. В., Кутенёв В. Ф. Современные экологические проблемы эксплуатации автотранспортных средств // Двигатель. – 2022. – № 1–3 (139–141). – С. 50–53. – EDN: CXZGJM.
  3. Азаров В. К., Зозулин Е. М., Кутенёв В. Ф. Экологический ущерб от двигателей автомобилей в зависимости от вида потребляемого топлива // Транспорт на альтернативном топливе. – 2022. – № 6 (90). – С. 48–55. – EDN: BIPOMF.
  4. Анализ развития различных видов городского электрического транспорта в Полоцке и Новополоцке / Д. В. Капский [и др.] // Наука и техника. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 150–157. – https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-150-157. – EDN: JHSSJB.
  5. Газобаллонные автомобили / Е. Г. Григорьев [и др.]. – М.: Машиностроение, 1989. – 216 с.
  6. Дрючин Д. А., Горбачев С. В. Технико-экономический анализ применения сжиженного природного газа на автомобильном транспорте // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 4. – С. 116–127. – https://doi.org/ 10.25198/2077-7175-2022-4-116. – EDN: TSEQVQ.
  7. Ложкин В. Н., Буренин Н. С., Медейко В. В. Современные экологические требования к автотранспорту в условиях производства и эксплуатации // Транспорт российской федерации. – 2005. – № 1 (1). – С. 64–65. – EDN: JXZZRZ.
  8. Ложкина О. В. Мониторинг и прогнозирование опасного техногенного загрязнения атмосферы парниковыми газами транспорта : монография. – Санкт-Петербург. Университет ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, 2023. – 164 с. – EDN: NZAFLN.
  9. Льотко В., Луканин В. Н., Хачиян А. С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / ред.: В. Льотко, В. Н. Луканин. – М.: МАДИ, 2000. – 311 с.
  10. Медведева О. Е., Артеменков А. И. Оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в России. Современные подходы и методика // Экономика и управление народным хозяйством. – 2019. – № 8 (215). – С. 31– 42. – https://doi.org/10.24411/2072-4098-2019-10802.
  11. Методические основы организации экологических зон с низкими выбросами автомобильного транспорта : монография / В. В. Донченко [и др.]. – Санкт-Петербург: ИПК «Коста», 2023. – 264 с. – EDN: JATLIJ.
  12. Методы расчёта выбросов от автотранспорта и результаты их применения / В. Донченко [и др.] // Журнал автомобильных инженеров. – 2014. – № 3 (86). – С. 44–51. – EDN: SNGMIR.
  13. Моделирование оптимального интервала движения пассажирских автотранспортных средств / Н. Н. Якунин [и др.] // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2018. – № 2. – С. 88–100. – https://doi.org/10.15593/24111678/2018.02.10.
  14. О тенденциях в автомобилестроении в области снижения негативных воздействий на окружающую среду / А. А. Ипатов [и др.] // Труды НАМИ. – 2010. – № 244. – С. 52–72. – EDN: NGAYCT.
  15. Певнев Н. Г., Банкет М. В., Бакунов А. С. Перспективы развития инфраструктуры использования КПГ в Омске // Транспорт на альтернативном топливе. – 2014. – № 5 (41). – С. 7–11.
  16. Повышение эффективности функционирования автотранспортного комплекса региона на основе применения альтернативных схем топливно-энергетического обеспечения / А. С. Тищенко [и др.] // Газовая промышленность. – 2020. – № 1 (795). – С. 74–80. – EDN: YKLPYS.
  17. Рузский А. В., Кунин Ю. И., Парфенов Е. В. Обеспечение экологической безопасности автотранспортных средств в период эксплуатации: вопросы нормирования и контроля // Журнал автомобильных инженеров. – 2012. – № 3 (74). – С. 19–25. – EDN: PEHONV.
  18. Системная оценка воздействия улично-дорожной сети на атмосферу урбанизированной территории / Е. В. Бондаренко [и др.] // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2022. – Т. 19, № 2 (84). – С. 184–197. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2022-19-2-184-197. – EDN: JGFTGV.
  19. Трофименко Ю. В., Комков В. И. Актуализированный прогноз численности, структуры автомобильного парка России по типу энергоустановок и выбросов парниковых газов до 2050 года // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2023. – Т. 20, № 3 (91). – С. 350–361. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-3-350-361. – EDN: DDEUBI.
  20. Филиппов А. А., Сулейманов И. Ф., Арсланов М. А. Теоретические основы комплексного подхода к оценке экологической опасности автотранспорта на участке урбанизированной территории // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 1. – С. 97–103. – https://doi.org/ 10.25198/2077-7175-2019-1-97. – EDN: YZKKWD.
  21. Формирование газозаправочной инфраструктуры, адаптированной к параметрам работы пассажирского маршрутного транспорта / Е. В. Бондаренко [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 1–4 (55). – С. 25–29. – https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.163. – EDN: XRHGSX.
  22. Штанг А. А., Михалева О. А. Проектирование гибридного транспортного средства на основе современных накопителей энергии // Молодой ученый. – 2012. – № 11 (46). – С. 107–109. – EDN: PFXCRR.
  23. Щербаков В. Н. Экологическая безопасность автотранспорта // Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2006. – № 1 (13). – С. 167–171. – EDN: HNFYLM.
  24. Якимов М. Р. Подходы к формированию эффективной маршрутной сети крупных городов // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2022. – № 3 (55). – С. 107–113. – https://doi.org/10.20291/2079-0392-2022-3-107-113. – EDN: ESGEPA.
  25. Aslam A., et al. (2020) Pollution characteristics of particulate matter (PM2,5 and PM10) and constituent carbonaceous aerosols in a south asian future megacity. Applied Sciences (Switzerland). Vol. 10, No. 24, pp. 1–17. (In Eng.).
  26. Lozhkin V., et al. (2020) On information technology development for monitoring of air pollution by road and water transport in large port cities. Communications in computer and information science. Vol. 1201, pp. 384–396. – https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_30. – EDN: BONOPH (In Eng.).
  27. Tripathi P., et al. (2018) Variation in doses and duration of particulate matter exposure in bronchial epithelial cells results in upregulation of different genes associated with airway disorders. Toxicol In Vitro. Vol. 51, pp. 95–105. – https://doi.org/10.1016/j.tiv.2018.05.004 (In Eng.).
  28. Wu S., et al. (2013) Blood pressure changes and chemical constituents of рarticulate air pollution: results from the Healthy Volunteer Natural Relocation (HVNR) Study. Environmental Health Perspectives. Vol. 121. No 1, pp. 66–72. – https://doi.org/10.1289/ehp.1104812. (In Eng.).