УДК: 656.073
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-11
EDN: NWBZUF

НАУЧНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И АРКТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

Н. А. Филиппова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
e-mail: umen@bk.ru

Аннотация. Доминирующей концепцией социально-экономических инноваций в современном мире является устойчивое развитие, прежде всего северных регионов. Это объясняется следующими особенностями: а) суровыми погодно-климатическими условиями; б) высокой зависимостью жизнеобеспечения населения от своевременной поставки энергии, продуктов питания и товаров народного потребления; в) недостаточным развитием транспортно-логистической системы; г) высокой уязвимостью окружающей среды к антропогенным воздействиям; д) необходимостью сохранения традиционного уклада и образа жизни населения северных территорий; е) актуальностью расширения производственно-хозяйственной деятельности для освоения природных богатств северных территорий.

Данные особенности оказывают существенное влияние на структуру и управление транспортно-логистической системой северных регионов. В статье рассматриваются особенности планирования и управления перевозками грузов в северных регионах России. Обеспечение надежности перевозки грузов определяется наличием и использованием исходной информации, применяемой при планировании и организации работы транспортных предприятий. Современные информационные технологии (ИТ) обеспечивают повышение качества этой информации и скорости обмена данными между региональными управлениями транспорта и транспортными организациями.

Ключевые слова: перевозка грузов, районы Крайнего Севера, Арктическая зона России, транспортно-логистические центры, мультимодальные транспортные системы, северный завоз, теорема Форда-Фалкерсона, автозимники, ледовые переправы.

Для цитирования: Филиппова Н. А. Научные пути решения проблем организации и планирования перевозок грузов в районы Крайнего Севера и Арктические зоны России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 2. – С. 11–22. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-11.


Литература

  1. Оценка воздействия изменения климата и климатических рисков в транспортных системах: учебник / Д. В. Капский [и др.]. – М., 2023. – 248 с. – EDN: ZIONTO.
  2. Филиппова Н. А., Богумил В. Н. Практическая апробация метода прогнозирования начала и окончания навигации для снижения риска недопоставки грузов северного завоза // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2019. – № 3 (58). – С. 88–93. – EDN: CBAPUX.
  3. Филиппова Н. А., Богумил В. Н., Беляев В. М. О прогнозировании сроков навигации на основе цепей Маркова // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 2 (81). – С. 16–25. – https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-2-16-25. – EDN: WSITBV.
  4. Филиппова Н. А., Власов В. М. Иерархические уровни управления мультимодальной транспортной системой для перевозки грузов северного завоза // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2019. – № 4 (59). – С. 99–102. – EDN: QYGDNN.
  5. Филиппова Н. А., Власов В. М. Методология повышения эффективности и надёжности транспортно-технологической мультимодальной системы Севера России // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2019. – Т. 22, № 6. – С. 55–65. – https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-6-55-65. – EDN: RKCDBC.
  6. Филиппова Н. А., Власов В. М., Беляев В. М. Навигационный контроль доставки грузов в условиях Севера России // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 4 (83). – С. 218–231. – https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-218-231. – EDN: HWBAGR.
  7. Филиппова Н. А., Власов В. М., Богумил В. Н. Обеспечение эффективной и надежной доставки грузов северного завоза для районов крайнего севера и Арктической зоны России : монография. – М.: ООО «Техполи-графцентр», 2019. – 224 с. – EDN: FJDBEQ.
  8. Цифровая технология, как один из методов повышения эффективности работы автозимников Арктических районов республики Саха (Якутия) / А. Е. Иванова [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 3–2 (82). – С. 137–143. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-3-2(82)-137-143. – EDN: XBNAFS.
  9. Dorofeev A. et al. (2020) Development of Transportation Management System With the Use of Ontological and Architectural Approaches To Ensure Trucking Reliability, Sustainability, – Vol. 12, No. 20. – Рp. 1–16. – https://doi.org/10.3390/su12208504. – EDN: XYEPCF. (In Eng.).
  10. Filippova N. et al. (2021) Features of Sustainable Development of the Arctic Region: Transport and Personnel Training In Transportation Research Procedia. Сер. «International Conference of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems». – Рp. 179–183. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.09.040. – EDN: IIJOXZ. (In Eng.).
  11. Prihodko V. et al. (2021) Influence of Climatic Factors on the Implementation of Intelligent Transport System Technologies in the Regions of the Far North and the Arctic In Transportation Research Procedia. Сер. «International Conference of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems». – Рp. 495–501. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.09.077. – EDN: ZNSUTK. (In Eng.).