УДК: 1:316.61
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-2-127

КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ

В. С. Ерохин

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия

e-mail: v.s.erohin@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования состоит в том, что анализ сущности политической коммуникации дает возможность определить эффективные пути передачи политически значимой информации и использовать имеющиеся символические ресурсы ее участников, что увеличивает эффективность взаимодействия между субъектами в различных сферах общественной интеракции. Анализ политической идентичности и идентификации персоны позволяет определить принадлежность субъекта интеракции к конкретной социально-политической группе, что приводит к пониманию места персоны в структуре связей и отношений в политике и определении границ «своих» и «чужих». Выявление коммуникационной природы политической идентичности персоны позволяет осуществить анализ ее участия в публичной политике в качестве активного и пассивного субъекта политического взаимодействия.

Цель работы состоит в определении сущности коммуникационной природы политической идентичности личности и возможности учитывать ее применение в публичной политике.

Используемые подходы. В работе используются ресурсы коммуникационной концепции П. Бурдье, М. Кастельса, Х. Инниса и некоторых других ученых.

Методы и (или) методический аппарат исследования включает в себя логический метод, позволяющий сформировать целостное представление о коммуникативной природе политической идентичности личности. Применяется критический метод, который выражается в анализе возможности применения коммуникативной природы политической идентичности персоны в публичной политике.

Основные результаты работы заключаются в том, что коммуникационная природа политической идентичности персоны содержит в себе активный и пассивный компоненты. Первый состоит в том, что личность соотносит себя с допустимыми и желательными образцами и моделями поведения и транслирует информацию о них в форме реализации своих социальных практик в политической сфере. Нормативное закрепление таких практик в системе правовых норм позволяет трактовать личность в качестве активного участника политической интеракции. К пассивному компоненту относится принятие персоной коммуникационного и регламентирующего влияния политических и правовых норм.

Научная новизна работы состоит в утверждении, что персона, формируя собственную политическую идентичность, становится активным субъектом публичной политики. Коммуникативная природа политической идентичности личности выражается в способности политического субъекта адаптировать себя к нормативно закрепленным, допустимым и позитивно оцениваемым моделям интеракции и возможности влиять на формирование политически значимых решений.

Ключевые слова: публичная политика, политическая идентичность личности, коммуникация, политическая коммуникация, средства политической массовой коммуникации.

Для цитирования: Ерохин В. С. Коммуникационная природа политической идентичности как основание участия личности в публичной политике // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 2. — С. 127–133, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-2-127.