УДК: 629.017
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-2-105
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ
Н. В. Хольшев1, Д. Н. Коновалов2, А. А. Букин3
Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия
1e-mail: xhb@live.ru
2e-mail: kdn1979dom@mail.ru
3e-mail: buka196528@rambler.ru
Аннотация. Одним из важных эксплуатационных свойств автомобиля, обеспечивающим безопасность движения, является устойчивость автомобиля. Ее потеря является негативным фактором, ведущим к возникновению дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время применяется ряд электронных систем, предназначенных для устранения потери устойчивости автомобиля. Но большинство из них направлены на устранение потери устойчивости, а не на предупреждение этого состояния. В зависимости от режима движения автомобиля (тяговый, свободного выбега) устойчивость его движения оценивается различными параметрами. Эти параметры можно использовать для оперативной оценки устойчивости транспортного средства, но для этого необходимы адекватные методики, учитывающие основные параметры автомобиля, влияющие на его устойчивость при движении, а также условия движения. Существующие в настоящее время методики и выражения по расчету параметров устойчивости автомобиля имеют ряд допущений. Это не уменьшает их ценности, но несколько снижает точность. Целью данной работы являлось повышение устойчивости автомобиля за счет разработки способа оперативной оценки его устойчивости в тяговом режиме. В ходе теоретических исследований было установлено, что для оценки устойчивости автомобиля с полным или задним приводом можно использовать коэффициент устойчивости. Он равен отношению стабилизирующего момента автомобиля к возмущающему. При значениях данного коэффициента более единицы автомобиль будет устойчив. Выражение для его расчета включает ряд конструктивных и эксплуатационных параметров транспортного средства. Выразив из него значения ускорений, соответствующие значениям коэффициента устойчивости больше единицы, получим максимально допустимые ускорения, обеспечивающие устойчивое движение автомобиля. На основании этого был предложен способ оперативной оценки устойчивости автомобиля, заключающийся в сравнении максимально допустимых ускорений автомобиля с фактическими. Для повышения точности расчетов максимально допустимых ускорений предложено определять высоту центра масс автомобиля в зависимости от его фактической массы при помощи линейной интерполяции. Научную новизну данной работы составляет предложенный способ оперативной оценки устойчивости автомобиля, основанный на уточненной методике расчета максимально допустимых ускорений. Для расчета значений максимально допустимых ускорений по предложенной методике разработана программа для ЭВМ. Направлением дальнейших исследований является оценка адекватности предлагаемого способа за счет проведения экспериментальных исследований.
Ключевые слова: автомобиль, курсовая устойчивость, тяговый режим движения автомобиля, центр масс автомобиля, допустимые ускорения автомобиля.
Для цитирования: Хольшев Н. В., Коновалов Д. Н., Букин А. А. Способ оперативной оценки устойчивости автомобиля в тяговом режиме // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 2. — С. 105–114. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-2-105.