УДК: 629.017
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-2-86

УТОЧНЕННАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА КУРСОВЫХ УГЛОВ АВТОМОБИЛЯ В КОНЦЕ ТОРМОЖЕНИЯ

Н. В. Хольшев1, Д. Н. Коновалов2, А. А. Лавренченко3

Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия

1e-mail: xhb@live.ru

2e-mail: kdn1979dom@mail.ru

3e-mail: аnatoliy_658@mail.ru

Аннотация. Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий является актуальной задачей, решение которой возможно достичь, в том числе, совершенствованием конструкции транспортных средств. Одной из распространенных причин аварийных ситуаций на дорогах является возникновение заноса автомобиля в процессе торможения с последующим выходом его из коридора движения. Эффективная разработка новых систем безопасности автомобиля, повышающих его курсовую устойчивость при торможении и совершенствовании существующих систем, возможна лишь при наличии достоверных методик, учитывающих основные параметры автомобиля, влияющие на его устойчивость при торможении. Существующие в настоящее время методики и выражения по расчету курсовых углов автомобиля в конце торможения имеют ряд допущений, облегчающих вычисления. Это не снижает их ценности, но несколько снижает точность. Целью данной работы являлось уточнение методики расчета допустимого и фактического курсовых углов автомобиля в конце торможения. В рамках работы выполнены теоретические исследования, базирующиеся на анализе существующих исследований по данной тематике. На основании выполненного анализа установлено, что существующие методики и выражения для расчета курсового угла автомобиля в конце торможения не учитывают влияние различий в размерах колеи передней и задней осей автомобиля, а центр масс автомобиля условно принимается расположенным на продольной оси автомобиля. Оценка влияния данных параметров на точность расчетов в настоящее время не проводилась, нет выражений для расчета допустимого курсового угла автомобиля в конце торможения.

В результате теоретических исследований получена уточненная методика, включающая выражения для расчета фактического курсового угла автомобиля в конце торможения при различных режимах торможения. В полученных выражениях учитываются ранее указанные параметры. Было выведено уравнение для расчета допустимого курсового угла автомобиля в конце торможения с учетом габаритов автомобиля, расположения его относительно края проезжей части и ширины полосы движения. Уточненные выражения и полученное уравнение, формирующие методику расчета курсовых углов автомобиля в конце торможения, представляют научную новизну данной работы. Для повышения оперативности расчетов по предложенной методике разработана программа для ЭВМ. Направлением дальнейших исследований является оценка адекватности и точности предлагаемой методики с использованием разработанной программы.

Ключевые слова: автомобиль, курсовой угол, занос при торможении, тормозные силы, коридор движения.

Для цитирования: Хольшев Н. В., Коновалов Д. Н., Лавренченко А. А. Уточненная методика расчета курсовых углов автомобиля в конце торможения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 2. — С. 86–95. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-2-86.