УДК: 519.6: 656.13: 537.8
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-2-60

ПОДХОДЫ К ФОРМАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

И. Е. Агуреев1, А. В. Ахромешин2

Тульский государственный университет, Тула, Россия

1 e-mail: agureev-igor@yandex.ru

2 e-mail: aakhromeshin@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается область знаний о транспортном поведении пассажиров в сложных транспортных системах мегаполисов, крупных городов и их агломераций, в которых велико разнообразие транспортных систем. Эти системы образуют иерархии, где каждый уровень описывается математическими моделями однородных транспортных систем и служит областью принятия реше ний при реализации коллективного транспортного поведения.

Приведен обзор работ иностранных и отечественных авторов, затрагивающих вопрос определения понятия «транспортное поведение», его смыслового наполнения, представлен новый подход к определению транспортного поведения.

Представлено функциональное описание «транспортной системы индивидуального поведения» как коллективного результата принятых решений о поездках, возникающего в определенные отрезки времени в транспортной системе агломерации.

Приведено математическое описание транспортной системы на основе теории макросистем как многокомпонентной неоднородной открытой системы, в которой происходит множество решений о поездке и соответствующее множество транспортных процессов, обеспечивающих достижение критерия эффективности.

Цель исследования: анализ существующих определений понятия «транспортное поведение» и его обобщение с позиций междисциплинарного подхода в рамках перспективной теории транспортного поведения.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности применения теории макроси стем и смежных с ней дисциплин для построения математического аппарата теории транспортного поведения.

Ключевые слова: транспортное поведение, улично-дорожная сеть, макросистема, мобильность населения, подвижность населения, транспортная система.

Для цитирования: Агуреев И. Е., Ахромешин А. В. Подходы к формализации понятия транспортно- го поведения населения городских агломераций // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 2. — С. 60–70. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-2-60.