УДК: 17.021
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-2-112
ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СПЛЕТНИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ
З. Ю. Переселкова
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: anizz@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной социально-философской проблеме интерпретации феномена сплетни как вида оценочного разговора об отсутствующих индивидах. Актуальность обусловлена повсеместным распространением сплетен в неформальном взаимодействии, несмотря на доминирующую практику общественного осуждения. Цель исследования состоит в раскрытии сплетни как формы коммуникационного взаимодействия, ее социальных функций. В работе были использованы диалектический, сравнительный, феноменологический методы исследования; изучались текстологические материалы с применением общенаучной методологии (когнитивный, аналитический, метод сравнения и обобщения).
В рамках исследования были рассмотрены два основных подхода, раскрывающих функции сплетни в социальном взаимодействии — информационный и функционалистский. Информационный подход рассматривает сплетню как инструмент сравнения индивидуальных характеристик с характеристиками тех, с кем происходит взаимодействие. Также подход указывает на ее возможности при получении доступа к важной для процессов сравнения информации. С позиции функционализма сплетня фиксирует для членов групповых взаимодействий актуальные ценности и связанные с ними нормы и санкции. Ограниченность данных подходов заключается в том, что ни один из них не представляет полной картины мотивации к воспроизводству сплетни. Также в статье на примере экспериментальных исследований показано воздействие эффекта рекурсивного трансфера установок (Transfer of Attitudes Recursively, далее — TAR) в отношении сплетен, когда часто сплетничающие индивиды отрицательно воспринимаются в малых группах. Обращение автора статьи к теории ритуалов интеракции Р. Коллинза позволило анализировать сплетню как продукт непосредственного взаимодействия из-за физического соприсутствия и общего эмоционального состояния. Был сделан вывод о возможности рассмотрения сплетни в качестве эффективного ритуала интеракции второго порядка (когда объектом внимания его участников выступают аспекты предыдущих ритуалов интеракции). В рамках теории ритуалов интеракции также возможно объяснение мотивации к сплетне как средству для установления солидарности между взаимодействующими субъектами (групповой эффект) и для повышения заряда эмоциональной энергии (на индивидуальном уровне).
Ключевые слова: сплетня, социальное взаимодействие, оценочные суждения, информационный подход, функционалисткий подход, эффект TAR, теория ритуалов интеракции, солидарность.
Для цитирования: Переселкова З. Ю. Изучение феномена сплетни: основные подходы и их ограничения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 2. — С. 112–116. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-2-112.