УДК: 304.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-2-105

ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ МАКДОНАЛЬДИЗАЦИИ

Н. М. Мухамеджанова Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

e-mail: nuriyam@yandex.ru

Аннотация. Туризм как массовая социокультурная практика особенно активно развивается в нашей стране с 90-х годов XX века, когда открываются границы между странами, некогда разделенными идеологическими барьерами; усиливаются международные контакты на государственном и личностном уровне, возникают новые связи и отношения, новые организации, обслуживающие разнообразные и возросшие потребности населения. Параллельно растет число публикаций самой разной предметной направленности, посвященных туристской деятельности и самому феномену туризма. Ученые исследуют проблемы экономики и менеджмента туризма, вопросы развития предпринимательства в туристской сфере, законодательства, регулирующего туристскую деятельность, технологии оказания туристских услуг и т. д. Туризм в большинстве работ рассматривается как экономический феномен, как важнейший ресурс развития национальной экономики. Однако проблема сущности туризма как социокультурного феномена еще требует серьезного осмысления. Как в туризме отражаются те процессы, которые происходят в отечественной культуре в связи с процессами модернизации российского общества рубежа XX–XXI веков? Ответ на этот вопрос и определяет актуальность заявленной темы. Целью работы является выявление отличий туризма как социокультурной практики эпохи глобализации от путешествий предшествующих эпох. Проблема развития туризма как социокультурной практики рассматривается автором с позиций основных положений теории модернизации и теории макдональдизации Дж. Ритцера, рассматривающего данное явление как упрощенную форму рациональности в эпоху глобализации. С позиций автора статьи, развитие и распространение туризма связано с утверждением капитализма в планетарном масштабе, следствием чего становится проникновение капиталистических отношений во все сферы культуры, макдональдизация социокультурной сферы, в частности, путешествия как аналога современного туризма в традиционном обществе. В основе туристской деятельности лежат 4 базовых принципа макдональдизации: экономическая эффективность, предсказуемость последствий определенных действий, калькируемость процесса и результата, технологически оснащенный контроль за поведением. Именно это отличает туризм от путешествия прошлых эпох. Туризм — показатель того, что любое явление культуры, подчиняясь законам рынка, неизбежно теряет свою духовную, ценностно-смысловую сущность и переходит из разряда культурных феноменов в разряд экономических.

Ключевые слова: глобализация, туризм, путешествие, модернизация, макдональдизация, тип лично¬сти, постмодерн.

Для цитирования: Мухамеджанова Н. М. Туризм в контексте концепции макдональдизации // Интел¬лект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 2. — С. 105–111. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-2-105.