УДК: 125; 130.122; 172.3
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-2-94

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СВЯТОМ ПИСАНИИ И УЧЕНИЯХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ, М. ЛЮТЕРА, Ж. КАЛЬВИНА

А. А. Осьмушина

НИ Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Россия

e-mail: 98761985@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования состоит в том, что анализ концепта справедливости в Евангелии и патристике является важным компонентом построении общей теории естественной справедливости. Цель настоящей работы заключается в анализе содержания понятия христианской справедливости с позиций социальной философии. Исследование выполняется в рамках философского компаративизма, используется аналитико-дедуктивный сравнительно-исторический подход, причем выявляются не сходства, а различия в сходствах. Первичной аналитической системой являются тексты Ветхого и Нового Завета, Посланий Апостолов, работы Отцов Церкви, М. Лютера, Ж. Кальвина. Вторичную аналитическую систему составляют труды философов, богословов, социологов и политологов, посвященные анализу концепта справедливости в текстах Святого Писания, патристики и реформаторов. В качестве структурной модели исследуемого концепта принята дополненная, доработанная автором модель естественной справедливости, созданная А. А. Гагаевым; анализируются следующие структурные элементы: истина/ложь/заблуждение; праведность / грешность; равенство/неравенство; частная/общая собственность; принуждение/ свободная воля; случайность/необходимость; идентичность, идентификация, совместимость, выводимость, следование этносов; антиномия ненасилия.

В процессе исследования установлено, что справедливость в рамках христианской доктрины пони-мается как явление, присущее Богу, оценивается как желательная норма для христианина. Божественная справедливость трактуется как понятие, соединяющее в себе абсолютную праведность, истину, милость, благо; справедливость человеческая содержит антиномию ненасилия, идентичность, идентификацию. В учениях Реформаторов концепт справедливости эволюционирует следующим образом: выделяются справедливость правителя, допускающая насилие в благих целях (искоренение и предотвращение порока), общая справедливость, не допускающая насилия в защиту себя, но оправдывающая насилие в защиту ближнего. Научная новизна работы заключается в концептуализации справедливости (Божественной и человеческой), определении гносеологических, онтологических, деонтических, телеологических, аксиологических, праксеологических функций христианской справедливости. Практическая значимость исследования состоит в том, что работу можно использовать в курсе лекций по социальной философии. В дальнейших исследований следует проанализировать эволюцию концепта справедливости в учениях предстоятелей и проповедников Православной Церкви.

Ключевые слова: справедливость, закон, Божественная благодать, милость, наказание, Евангелие, патристика, учение М. Лютера, доктрина Ж. Кальвина.

Для цитирования: Осьмушина А. А. Социально-философское обоснование теории справедливости в святом писании и учениях отцов церкви, М. Лютера, Ж. Кальвина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 2. – С. 94–99. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-94.