УДК: 1:3+1:93
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-2-87

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОВСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»

Г. Т. Кульжанова

Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Ш. Кабылбаева, Костанай, Республика Казахстан

e-mail: gulbaram2012@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению развития человеческого капитала как основного звена инновационных преобразований в модернизирующемся обществе. Актуальность исследуемого вопроса обусловлена тем, что эффективное воспроизводство человеческого капитала влияет в первую очередь на формирование интеллектуальной общности социума. Изучаемая проблема показывает фундаментальные основы формирования человеческого капитала, где наряду с естественными и техническими науками значительную роль выполняют социально-гуманитарные дисциплины во главе с философией. Это связано с тем, что любая общественная наука, так или иначе, имеет дело с человеком. Обосновывается мысль о том, что именно человеческий капитал, а не природные ресурсы или основной капитал, является интенсивным производительным фактором развития экономики и социума.

На основе применения актиологического (деятельностного) и аксиологического (ценностного) подходов дается социально-философский анализ исследовательского интереса к созидательным способностям человека, их активизации, его интеллектуальной деятельности, что совпадает со всеобщей закономерностью развития философской науки. В представленной статье человеческий капитал выступает не только как фактор экономического роста, но и как определитель уровня конкурентоспособности страны на мировой экономической площадке. В развивающемся государстве образование становится важнейшим фактором формирования человеческого капитала.

В качестве ключевого доказательства автор отмечает, что сегодня необходимо использовать весь имеющийся человеческий потенциал для того, чтобы страна смогла осуществить интеллектуальный прорыв в будущее. В статье раскрывается вектор мысли, направленный на формирование человеческого капитала, который основан на интересах, заданных индивидуальными потребностями, осуществляемыми через мотивацию и стимулирование человека.

В заключение автор последовательно приходит к выводам о том, что человеческий капитал играет определяющую роль и является важнейшим фактором социально-экономического роста и благосостояния общества. Исследователь обращает внимание на приоритетную его составляющую – систему образования. Как показывает практика, образование формирует личность, ее образ жизни, играет решающую роль в становлении нового поколения высокопрофессиональных кадров для всех сфер жизнедеятельности.

Ключевые слова: человек, человеческий капитал, методология, образование, инновации, конкурентоспособность, человеческий потенциал.

Для цитирования: Кульжанова Г. Т. Социально-философский аспект понятия «человеческий капитал» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 2. – С. 87–93. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-87.