УДК: 004.891, 167.7
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-2-74

ПОСТТЬЮРИНГОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ: РАЗРУШЕНИЕ СТЕНЫ НА ПУТИ К ОБЩЕМУ ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ

А. Р. Ефимов

Лаборатория робототехники Сбербанка, Институт философии РАН, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, Россия

e-mail: makkawity@gmail.com

Аннотация. В данной статье предпринята попытка комплексной критики теста Тьюринга и выработки критериев качества новых тестов для оценки искусственного интеллекта.

Показано, что предпосылки редуцирования личности и сознания человека к определенным интеллектуальным способностям, использовавшиеся А. Тьюрингом, отражали уровень развития техники того периода. В то же время демонстрируется, что взаимодействие между человеком и машиной можно рас-сматривать в четырех вариантах: вербальное взаимодействие в физическом мире, невербальное взаимо-действие в физическом мире, невербальное взаимодействие в виртуальном мире, вербальное виртуальное взаимодействие. Тест Тьюринга фактически описывает только последний вариант. Чисто вербальное общение между субъектами, подразумевающее мышление только с использованием символьных систем, – это «стена», которая исключает возможность перехода от сложных наблюдаемых явлений к абстракт-ному образу или понятию. Но в первые десятилетия развития компьютерной техники тест Тьюринга был простым и понятным образцом идеала программирования, соответствовал уровню технических возможностей того времени.

В 2010-х гг. в программировании систем искусственного интеллекта произошли качественные измене ния. Во-первых, тест Тьюринга был формально пройден без создания полного искусственного интеллекта. Сегодня машина лучше человека обращается с символьными структурами, однако не обладает возможностью сопоставлять их с реальным миром. Во-вторых, появились новые программные инструменты (нейронные сети глубокого обучения), которые позволяют частично абстрагировать когнитивные процессы (распознавание речи, лица, некоторых образов), но не формулировать новые понятия.

Это дает возможность выдвинуть новые требования к тестовой оценке искусственного интеллек-та: он должен поддерживать все формы общения с человеком, абстрагировать образы и конкретизи-ровать понятия, а также участвовать в социальных практиках. Логичным представляется сравнение искусственного интеллекта с возможностями детей разного возраста. При этом антропоморфность робота сама по себе не будет показателем создания искусственного интеллекта.

Ключевые слова: робототехника, искусственный интеллект, Тьюринг, тест Тьюринга, философия искусственного интеллекта, символьные системы, вербальное взаимодействие, нейронные сети.

Для цитирования: Ефимов А. Р. Посттьюринговая методология: разрушение стены на пути к общему искусственному интеллекту // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 2. – С. 74–80. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-74.