УДК: 629.083: 62-272.22
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-2-100

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБА ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРУЖИН

Н. А. Землянушнов1, Н. Ю. Землянушнова 2

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1e-mail: nikita3535@mail.ru

2e-mail: zemlyanushnova@rambler.ru

Аннотация. Исследования в области совершенствования методов ремонта деталей и агрегатов направлены на решение актуальной научной задачи повышения эффективности эксплуатации автомобильного транспорта. Значимыми деталями в устройстве автотранспортных средств являются винтовые цилиндрические пружины. Пружины входят в устройство газораспределительных механизмов, форсунок, топливных насосов высокого давления, тормозных систем, коробок перемены передач, сцеплений, передней и задней подвесок и др. В процессе технической эксплуатации автомобилей пружины подвергаются значительным температурным, статическим и циклическим (в том числе контактным) нагрузкам и другим неблагоприятным факторам. В пружинах развиваются скрытые дефекты металла, возникают недопустимые остаточные деформации и потеря рабочей нагрузки. Известные способы восстановления пружин имеют недостатки, являются трудоемкими и требуют значительных материальных ресурсов, поэтому не нашли широкого применения в ремонтной практике. Повышение качества восстанавливаемых пружин предприятиями ремонтного производства позволит повысить эксплуатационную надежность узлов и агрегатов автомобилей и эффективность их ремонта. При восстановлении пружин рекомендуется использовать методы термомеханической обработки в сочетании с контактным заневоливанием и дробеструйной обработкой.

Целью исследования является повышение эффективности эксплуатации автомобильной техники за счет совершенствования существующих способов восстановления эксплуатационных свойств пружин. Предложен новый способ восстановления пружин из предварительно упрочненной проволоки, преимущество которого относительно известных способов заключается в расширении технологических возможностей и повышении качества восстановленных пружин. Научная новизна способа заключается в том, что после дробеструйной обработки производят отпуск пружины при температуре меньше или равной 220 ºС в течение 30 минут, а последующую прессовку пружины выполняют при температуре 200…250 °С осевой нагрузкой для пружин, работающих без контакта витков 10F3 (F3 – сила пружины при соприкосновении витков), для пружин, работающих с контактом витков нагрузкой на 5% превышающей нагрузку на пружину в изделии, но не меньше, чем 10F3. Предложенный способ может быть использован при восстановлении пружин автотранспортных средств. Направлениями дальнейших исследований являются теоретическое и экспериментальное обоснование предложенного способа.

Ключевые слова: пружины автомобиля, восстановление, отпуск, пластическое упрочнение, дробеструйная обработка, контактное заневоливание.

Для цитирования: Землянушнов Н. А., Землянушнова Н. Ю. Совершенствование способа восстановления автомобильных пружин // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 2. – С. 100– 106. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-100.