УДК: 130.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-2-97

КРИТЕРИИ «ОНТОПЕДАГОГИКИ» И ЗАДАЧИ «ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ»

А.В. Сухоруких

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород, Россия

e-mail: sukhorukikh.al@yandex.ru 

Аннотация. В статье рассматривается образовательный феномен  «онтопедагогики», в контексте которого представлен максимально глубокий и многоплановый, «бытийственный» масштаб развития человеческой личности, наделённой  культурогенными качествами персонального творчества. Автором обосновывается, что в социальной плоскости критерии «онтопедагогики» отвечают задачам становления «бытия культуры», а педагогический труд определяется ответственейшим и онтологически значимым актом. 

Отмечается, что в классической парадигме философской мысли ХХ века образование  в  своих  важнейших моральных и воспитательных традициях порождало бытие человека в культуре, его потребность мыслить  и осознание  им единства картины мира.  Однако сегодня в условиях тотального информационного пространства уходит в прошлое сам экзистенциал  человека, его свободы, его воли, его культурологического выбора, а из педагогической практики изъят принцип формирования личности.

 Между тем, практика «онтопедагогики» на протяжении полувека успешно реализует поставленную цель: сформировать  в процессе обучения ряд условий для открытия учеником не просто знаний о мире, но для прозрения им самим, посредством образов культуры и нравственной мотивации, своей духовной глубины, своих возможностей личностно-мировоззренческого категориального преображения.

Следовательно, именно эта педагогическая концепция, центрируя феномен «человека культуры» в онтологических смыслах и соотнося с ним содержание образовательного процесса, ориентирует на поиск сущностных, а не сопутствующих смыслов личностного и общественного бытия, актуализирует изменение ценностного изменения сознания личности, осознания человеком жизни и роли культуры в ней.

Ключевые слова: «онтопедагогика», «человек культуры», образовательная традиция, гуманистическая парадигма, педагогическая модель.