УДК: 7.01; 18; 130.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-1-129
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: РОССИЯ, КИТАЙ, ЕВРОПА
Г. Г. Коломиец
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: kolomietsgg@yandex.ru
Аннотация. Статья представляет собой философско-критическое размышление, которое возникло после прочитанной лекции для широкой общественности. Автором обнаружена антропологическая и социокультурная «перекличка» Китая, России, Европы в философской герменевтике искусства. Цель исследования – показать, что в межкультурном взаимодействии важным фактором выступает универсальная способность к символизации, символическим отношениям, проявленным в искусстве. Сделан вывод, что символическая философия искусства указывает на эстетическое бессознательное как достоинство человеческого разума и способна обусловливать межкультурные взаимодействия на основе антропологической всеобщей символизации, которая может одновременно вести и к объединению, и к разобщению людей в диалоге культур современного многополярного мира. Автор следует антропосоциоэкологическому подходу и аксиологической методологии, предполагающей ценностное взаимодействие в системе: человек-социум-жизнь-природа. Во введении раскрыты понятия, связанные с символизацией и философией искусства, выделено «эстетическое бессознательное», связанное с философской теорией символизма. В основной части представлены краткий исторический экскурс в философию и эстетику символизма, антропологические основания символической философии искусства и в качестве примеров рассмотрены символические формы в китайском, российском, европейском поэтическом искусстве.
Обращено внимание на то, что эстетическое, согласно кантианской философии, указывает на антропологическую всеобщую способность к символизации, если символы и образы находят место в искусстве. Симво-лическая философия искусства имеет глубокие философские традиции от древности к нашему времени. Характеризуя философско-антропологические и социокультурные основы символической философии искусства, автор ссылается на сторонников семантического искусства и символической эстетики при более подробном рассмотрении символической философии искусства в российской, китайской, европейской поэзии. В заключении высказана мысль о необходимости расширения работы по исследованию символической философии искусства как фактора межкультурного взаимодействия в диалоге культур. Символическая философия на примере поэтического искусства в данной статье затрагивает музыкальную символизацию и предполагает другие виды человеческой деятельности.
Ключевые слова: символическая философия искусства, антропология, эстетика, эстетическое бессознательное, поэзия, Россия – Китай – Европа.
Для цитирования: Коломиец Г. Г. Символическая философия искусства в контексте антропологии и межкультурного взаимодействия: Россия, Китай, Европа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 1. – С. 129–139. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-1-129.
Литература
- Бакулин В. Если есть у времени душа: стихи. – Оренбург, изд. «Печатный дворик», 2020. – 87 с.
- Бакулин В. Музыка души. Стихи. – Калуга: Золотая аллея, 1995. – 64 с.
- Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. – М. Гуманитарий, 2012. – 348 с.
- Баумгартен А. Г. Эстетика / пер. с лат. языка Г. С. Беликова, А. В. Белоусова, Д. В. Бугая, М. И. Касьяновой, А. О. Корчагина, Е. Ю. Чепель и Ю.А. Шахова, под общей редакцией А. В. Белоусова и Ю. А. Шахова. – М. : Русский фонд содействия образованию и науке. Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2021. – 760 с.
- Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 2. пер с англ. 2-е изд. – М: «Прогесс», 2000. – 316 с.
- Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях./ Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – С. 145–228.
- Доброхотов А. Л. Символ / Новая философская энциклопедия Электронная библиотека ИФ РАН. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194da6c4039902e5f864994 (дата обращения: 03.04.2024).
- Древнекитайская философия: собрание текстов в двух томах. Т. 2. – М.: «Мысль», 1973. – 382 с.
- Киссель М. А. Уайтхед / Современная западная философия: Словарь. 2-е изд, перераб и доп. Сост. и отв.ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2000. – С. 417–418.
- Китайская классическая поэзия / Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. – М.: «Художественная литература». – 1977. – С. 193–384.
- Коломиец Г. Г. Антропологическая символизация в контексте современных духовных ценностей многополярного мира // Этнос и культура в эпоху глобализации, сборник материалов VI Международной научной очно-заочной конференции (1–2 июля 2023 г.)/ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», – Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО КубГТУ 2023. – С. 151–155.
- Коломиец Г. Г. Некоторые вопросы философской мысли о музыке Древнего Китая: статус и назначение в антропо-социальном аспекте // Вестник Оренбургского государственного университета, 2009. – № 7 (101). – С. 181–187. – EDN: KYFDYX.
- Коломиец Г. Г. От древнекитайских текстов к новой конфуцианской эстетике жизни и философии музыки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 114–125. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-114. – EDN: VODOXH.
- Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики, разума, ритуала и искусства: пер. с англ. С. П. Евтушенко. – М.: Республика, 2000. – 287 с.
- Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 488 с.
- Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / Сост., пер. с франц. и послесл. В. Е. Лапицкого. СПб; М.; Machina, 2004. –128 с.
- Соловьев В. С. Китай и Европа / Избранные произведения, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С. 332–407.
- У Сян. Голос яшмовой флейты слышу / Голос яшмовой флейты. Из китайской поэзии в жанре цы: в переводах Михаила Басманова – М. : Художественная литература,1988. – 424 с.
- Хазиев В. С. Герменевтические упражнения над стихотворением Гейне «Fichtenbaum» // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 2006, № 6. – С. 42–55.
- Шеллинг Ф. В. Философия искусства / под общ. ред. М. Ф. Овсянникова, пер. с нем П. С. Попова. – М.: «Мысль», 1999. – 608 с.