УДК: 112
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-1-80
EDN: AMRVXN
О ДИСТАНЦИИ
С. Д. Лобанов
Пермский государственный институт культуры; Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, Пермь, Россия
e-mail: sdl-grey54@yandex.ru
Аннотация. Предмет статьи – дистанция и приложения ее анализа, а именно: дистансиальные и проксимальные явления и исследования. Методом является экземплификация, объяснение явлений через характерные примеры, здесь – дистанции. Предмет исследования имеет различные значения: расстояние, отстранение, различение, отступление, отдаление, отчуждение и т.д., составляющие различную природу: физическую, образную, религиозную, логическую и т.д. Однако если понимание приходит с опозданием, через дистанцию, то какая от него польза? В зависимости от понимания бесконечного, выделяется два вида дистанции: дистанция, ведущая к недостижимому совершенству, идеалу, здесь бесконечность оборачивается пустотой; дистанция, включающая конечное и пустоту в качестве идеальных моментов движения. Она определяется через серию последовательных приближений, или «близкое» и «далекое». Другими словами, определение дистанции совпадает с определением истины. Например, К. Леви-Строс показал, что дикарь мыслил так же хорошо, как и современный человек, прогресс произошел не в мышлении, а в условиях жизни. Здесь сближаются люди далеких эпох, через нахождение дистанции между ними – это обозначается принципом постоянства дистанции. Примером дистального исследования является определение «индекса дистанции власти», близости или отдаленности власти от народа. Мировоззренческое значение имеют дистанции между прошлым, настоящим и будущим. В исследованиях по этому вопросу отмечается сокращение настоящего времени посредством роста, давления и ускорения инноваций, отчуждение от прошлого и настоящего. А. Эйнштейн отрицал явление необратимости и считал, что деление времени на прошлое, настоящее и будущее – иллюзия. Наибольшая дистанция между близким и далеким создается вероисповеданием. В статье предлагается новая трихотомия истина/ложь/вера, где вера – сфера смысла. Она образует дистанцию, выходящую за пределы человеческого опыта – трансценденцию. Дистанция и понимание должны иметь меру – первая не должна быть слишком близкой или слишком далекой, а также уходить (ускользать) в пустую потусторонность бесконечности. Дистанция соотносится с путем, если путь есть необходимое условие существования и понимания, то дистанция должна быть достаточной причиной пути (и понимания и существования). Понятие дистанции можно отнести к «мерным категориям» синтетической парадигмы (выражение Д. В. Пивоварова).
Ключевые слова: дистанция, дистальное и проксимальное, понимание, бесконечность, трихотомия истина/ложь/вера.
Для цитирования: Лобанов С. Д. О дистанции // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 1. – С. 80–86. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-1-80.
Литература
- Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. / Ред. З. Н. Микеладзе. – М. : Мысль, 1978. – С. 91–117.
- Бирюков Б. В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокультурологических исследованиях // Вопросы философии. – 1996. – № 12. – С. 33–47.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1970. – 501 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М. : Мысль, 1990. – 524 с.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М. : Мысль, 1977. – 471 с.
- Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. Книга 1: Разум вне машины / Пер. с англ. И. Б. Шатуновского. – М. : Гнозис, 2011. – 512 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
- Лейзер Д. Создавая картину Вселенной / пер. с англ. С. А. Ламзина; под ред. Л. П. Грищука. – М. : Мир, 1988. – 324 с.
- Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. – 1994. – № 4. – С. 94–113.
- Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. – Т. 1 / Общ. ред. и вступит. статья З. А. Тажуризиной – М. : Мысль, 1979. – 488 с.
- Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза / Пер. с нем. М. Кореневой. – СПб. : Худож. лит: Санкт-Петербург. отд-ние, 1993. – 670 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. – Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – 830 с.
- Марион Ж.-Л. Идол и дистанция / пер. Г. Вдовиной // Символ. – 2009. – № 56. М. : Издание Института философии, теологии и истории св. Фомы. – 292 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / перевод с англ. Ю. А. Данилова – М. : Прогресс, 1986. – 432 с.
- Хайдеггер М. К философии (О событии) / пер. с нем. Э. Сагетдинова. – М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. – 640 с.
- Хаксли О. Двери восприятия: Роман, повесть, трактаты : пер. с английского. – СПб. : Амфора, 1999. – С. 249–302.
- Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М. : Современник, 1987. – С. 33–133.
- Эко У. Два типа интерпретации / Пер. с итал. Козлова С. // Новое литературное обозрение. – 1996. – № 21. – С. 10–21.