УДК: 298.9
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-1-93

«ЗАПАДНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» И «ВОСТОЧНАЯ МЕДИТАЦИЯ» В УЧЕНИИ ОШО О ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Ю. А. Уймина

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

e-mail: yulia.uimina@yandex.ru

Аннотация. Ошо Раджниш — один из самых противоречивых учителей неоиндуизма. Как в зеркале, он в своем учении отразил передовые идеи своего времени, провозгласил те принципы, которые являются желанными и актуальными для современного человека. Несмотря на широкую известность личности Ошо, его значимость как духовного лидера и основателя оригинальной религиозно-философской системы, а также значимость его учения и идей в фокусе духовного совершенствования человека остаются недооцененными. Нерешенным остается вопрос о систематизации учения Раджниша. Главная цель учения Ошо — духовное совершенствование человека, возвращение его к «естественному» состоянию бытия, для этого он соединяет самые разные пути духовного развития, доступные человечеству, в единое целое, заимствует и перерабатывает ключевые, на его взгляд, идеи религиозно-философских теорий Востока и Запада. Учение, которое включает такое количество этих своеобразных «выжимок», не создавалось ни до, ни после Ошо. Все вышеперечисленное является причиной неугасающего интереса к этому духовному лидеру.

В данной статье рассматриваются особенности метода духовного совершенствования человека, которые предлагает неоиндуистский наставник Ошо: соединение «западной психотерапии» и «восточной медитации». Цель настоящей статьи — проанализировать метод Ошо: каким образом в учении гуру сочетаются и интерпретируются «западная психотерапия» и «восточная медитация» для выявления целостной системы воззрений Ошо о духовном совершенствовании человека. Задачи статьи: 1. Выявить, в каком ключе неоиндуистский наставник обращается к западным философским воззрениям, 2. рассмотреть особенности заимствования и интерпретации Ошо западных философских концепций, 3. проанализировать «Метод Ошо» духовного совершенствования человека, включающий в себя два этапа: «разоблачение эго» и «возвращение в естественное» путем «западной психотерапии» и «восточной медитации», 4. рассмотреть особенности медитативных практик Ошо. В исследовании задействованы религиоведческий, философско-антропологический, и системно-структурный подходы. В данной статье частично отражены некоторые аспекты целостного религиоведческого анализа антропологического учения Ошо о духовном совершенствовании человека, проведенного впервые. Вследствие данного анализа учение Ошо представлено как целостная гармоничная структура — концепция духовного совершенствования человека, включающая в себя два условных этапа: «разоблачение эго» и «возвращение в естественное» путем использования «западной психотерапии» и «восточной медитации». Выявлено, что методики медитаций Ошо сочетают в себе элементы «западной психотерапии» и «восточной медитации», основаны в общем и целом на системообразующих принципах его учения (осознанности и тотальности), направлены на «внезапное просветление», имеют синкретический характер и могут быть условно разделены на катарсические, созерцательные, медитации центрирования в зависимости от преобладающего метода.

Учение Ошо многогранно и неоднозначно. Для дальнейшего исследования учения Раджниша нужно тонко понимать его внутреннюю логику, различать трактовки одних и тех же понятий, рассматривать их относительно религиозно-философской мысли Ошо в целом. Интерес к учению Раджниша с годами не угасает, что говорит о существовании потребности людей в таком поиске истины, который предложил этот индийский наставник.

Ключевые слова: Неоиндуизм, Ошо, медитации, духовное совершенствование человека, созерцание, осознанность, тотальность.

Для цитирования: Уймина Ю. А. «Западная психотерапия» и «восточная медитация» в учении Ошо о духовном совершенствовании человека // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2023. — № 1. — С. 93–101, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-1-93.