УДК: 316.74:2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-1-55

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

М. Ю. Замаренков

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия

e-mail: skyw@list.ru

Аннотация. Прогресс в сфере технических средств обмена информацией, наращивание скорости и доступности информационных технологий закономерно повлекли за собой развитие методов анализа результатов коммуникации. Одним из наиболее популярных такого рода методов стал контент-анализ — количественно-качественный подход, основанный на подсчете ключевых элементов в тексте. Данный метод с успехом применяется во многих отраслях и направлениях исследований. Не осталось в стороне и религиоведение. С одной стороны, контент-анализ в этой области считается полезным и перспективным методом, однако с другой стороны, отмечается недостаточность контент-аналитических данных в указанной сфере.

Цель данного исследования — выяснить причину недостаточности контент-аналитических данных в религиоведении посредством выявления общеметодологических и специфических проблем применения контент-анализа в рассматриваемой области.

Для достижения поставленной цели была проанализирована практика применения контент-анализа в современных религиоведческих исследованиях, а также отечественные и зарубежные теоретические материалы, посвященные возможным проблемам применения данного метода.

В процессе исследования вначале были выделены общеметодологические недостатки контент-анализа, а затем определены специфические для религиоведения проблемы применения данного метода. Среди последних были рассмотрены следующие проблемы: чувствительность контент-анализа к корректности и операциональности определений; методологические требования априорного подхода к подготовке исследования, однозначности определяемых категорий и манифестности исследуемого контента; повышенные требования к квалификации исследователя и кодировщиков. В статье отдельно рассмотрены проблемы применения автоматизированных средств контент-анализа в религиоведении, среди которых названы следующие: необходимость более высокой квалификации исследователя; требование пригодности исследуемого контента для машинной обработки; вопрос о соотношении ручного и машинного кодирования; проблема побочных явлений, влияющих на текст (обезличенность, репосты, боты, накрутки и т. д.); непригодность наиболее прогрессивных машинных методов, для данного типа исследований в связи с непрозрачностью алгоритмов анализа; принципиальный вопрос о способности цифрового контента достоверно отражать религиозные явления.

В результате данного исследования были выявлены специфические проблемы применения контент-анализа в религиоведении, а также намечены пути их решения. В заключении статьи автор выражает надежду, что приведенные в данной работе, а также иные решения перечисленных проблем позволят расширить границы применения контент-анализа в религиоведении.

Ключевые слова: религиоведение, социология религии, количественные методы, контент-анализ, количественный контент-анализ, качественный контент-анализ, этнографический контент-анализ, триангуляция методов, проблемы контент-анализа, недостатки контент-анализа.

Для цитирования: Замаренков М. Ю. Контент-анализ в религиоведческих исследованиях: к постановке проблемы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2023. — № 1. — С. 55–63, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-1-55.