УДК: 656.072
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-93

МЕТОДИКА КОРРЕКТИРОВКИ НОРМАТИВНОЙ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ О ФАКТИЧЕСКОМ РАСХОДЕ ТОПЛИВА

Д. А. Дрючин1, С. В. Булатов2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1e-mail: dmi-dryuchin@yandex.ru

2e-mail: bul.sergey2015@yandex.ru

Р. Р. Загидуллин3

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

3e-mail: r.r.zagidullin@mail.ru

Аннотация. Использование обоснованных нормативов технической эксплуатации автотранспортных средств является залогом повышения эффективности транспортного процесса. Ввиду того, что ряд нормативов технической эксплуатации автомобилей не обновлялся на протяжении многих лет, актуальной проблемой является совершенствование методов нормирования технологических параметров технической эксплуатации автотранспортных средств.

Целью исследования является повышение эффективности эксплуатации автотранспортных средств на основе разработки и внедрения методики корректировки нормативной периодичности технического обслуживания по величине фактического расхода топлива.

В основу предложенного авторами подхода положена гипотеза о том, что работа, совершаемая узлами и агрегатами транспортных средств, эквивалентна суммарному расходу топлива. Следовательно, использование данного параметра в качестве аргумента функции определения периодичности профилактических воздействий позволяет более полно учесть условия эксплуатации транспортных средств, характер выполняемой транспортной работы, технические, ресурсные и конструктивные особенности.

При разработке методики корректировки нормативной периодичности профилактических воздействий по величине суммарного расхода топлива использованы методы математического анализа и статистической обработки результатов натурных обследований.

В результате проделанной работы предложен новый методический подход к назначению периодичности профилактических воздействий по величине суммарного расхода топлива; разработана методика корректировки базовых норм периодичности технического обслуживания автотранспортных средств на основе данных о фактическом расходе топлива, позволяющая установить значения суммарного расхода топлива, определяющие необходимость проведения профилактических работ.

Научную новизну работы составляют:

– методический подход к назначению периодичности профилактических воздействий по величине суммарного расхода топлива;

– методика определения значений суммарного расхода топлива, определяющих необходимость выполнения профилактических воздействий;

– значения коэффициента приведения расхода топлива при движении по стандартному ездовому циклу к условиям движения по автомагистрали, определённые для различных категорий автотранспортных средств и необходимые для практического применения разработанной методики.

Практическая значимость результатов исследования определяется новым подходом к назначению периодичности технического обслуживания, позволяющим более полно учесть фактические эксплуатационные факторы, влияющие на ресурсные характеристики транспортных средств.

По результатам практического применения разработанной методики установлено, что при эксплуатации автобусов КАВЗ-4235 в черте города периодичность ТО-2 может быть увеличена на 30%, а за пределами пригородной зоны — на 45%. Исходя из полученных данных, разработаны рекомендации по практическому применению представленных методов корректирования нормативной периодичности ТО по суммарному расходу топлива. Выполнены прогнозные расчёты периодичности технических обслуживаний для других категорий транспортных средств.

Ключевые слова: нормативы технической эксплуатации, автотранспортное средство, автотранспортное предприятие, расход топлива, техническое обслуживание, корректировка нормативов.

Для цитирования: Дрючин Д. А., Булатов С. В., Загидуллин Р. Р. Методика корректировки нормативной периодичности технического обслуживания автотранспортных средств на основе данных о фактическом расходе топлива // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 1. — С. 93–101, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-93.