УДК: 332.87, 338.242
https://doi.org/doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-72
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
А. С. Юматов
Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Прези-денте Российской Федерации, Оренбург, Россия
e-mail: yumatov-as@ranepa.ru
Аннотация. Цифровые платформы активно встраиваются в социально-экономические системы, вызывая проблемы трансформации и формируя потенциал для их роста. В данной работе представлены результаты исследования ряда процессов, определяющих функционирование цифровой платформы взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Актуальность исследования обусловлена активным развитием цифровых технологий в отрасли, которое сопряжено с реализацией ряда федеральных проектов и объективным изменением техники и технологий оказания жилищно-коммунальных услуг. Предлагаемая статья также является продолжением проведенных автором ранее исследований эффективности работы цифровой платформы ЖКХ [17, 18].
Цель исследования — формирование перспективных направлений развития Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В исследовании использованы методы обобщения и классификации при анализе источников информации и формировании групп факторов влияния. Для систематизации факторов и разработки направлений развития использован SWOT-анализ.
Основными результатами работы являются: обобщение существующих исследований процессов развития цифровых платформ и особенностей функционирования ГИС ЖКХ в России; систематизация факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие ГИС ЖКХ с использованием SWOT-анализа; разработка направлений развития платформы ГИС ЖКХ.
Новизна исследования заключается в разработанных на основании систематизации факторов влияния перспективных направлений развития ГИС ЖКХ. Ключевые выводы:
– внутренняя среда ГИС ЖКХ характеризуется хозяйственной обособленностью оператора системы, наличием актуальных, уникальных баз данных о процессах ЖКХ, широкой интеграцией с другими цифровыми ресурсами, экономической неэффективностью платформы, сложностями с загрузкой информации поставщиками, ограниченным перечнем сервисов;
– внешними факторами воздействия являются: благоприятная государственная политика, устойчивый спрос на услуги ЖКХ; высокий уровень «административного давления»; появление альтернативных платформ и сервисов; недостаточное количество «квалифицированных пользователей» платформы;
– актуальными направлениями развития ГИС ЖКХ являются: повышение качества информации на платформе, расширение функциональности ГИС ЖКХ путем предоставления дополнительных услуг, ис-пользование органами власти больших данных и технологий искусственного интеллекта при принятии решений и разработке программ развития отрасли.
Выделенные в результате исследования направления развития могут быть использованы органами власти при реализации политики цифровой трансформации жилищно-коммунальной сферы.
Перспективными направлениями дальнейших исследований являются: формы и направления интеграции ГИС ЖКХ с частными разработчиками сервисов, маркетинговая стратегия оператора платформы в условиях возрастающей конкуренции альтернативных цифровых ресурсов, проблема обеспечения прибыльности (безубыточной работы) платформы, разработка карты рисков, моделей цифровых компетенций сотрудников жилищно-коммунальных организаций.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ГИС ЖКХ, цифровая платформа, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровая трансформация.
Для цитирования: Юматов А. С. Организационно-управленческие аспекты развития государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 1. — С. 72–83, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-72.