УДК: 656.13
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-126
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЕЙ НА ЗНАЧЕНИЕ ПОТОКА НАСЫЩЕНИЯ
А. Г. Шевцова1, А. Г. Бурлуцкая2, А. А. Юнг3
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгород, Россия
1e-mail: shevcova-anastasiya@mail.ru
2e-mail: alinabur1995@mail.ru
3e-mail: yungnastena33@gmail.com
Аннотация. В результате изменений, которые претерпел автомобильный рынок за последние десятилетия, на дороге появилось большое количество разнообразных автомобилей, отличных, в первую очередь, конструктивными (длина, ширина, высота, масса и др.), а также динамическими (мощность, время торможения, радиус поворота и др.) характеристиками. При их учете в качестве характеристик условного автомобиля, заложенного в изначальную модель расчета параметров регулируемого перекрестка, возможно получить вариативные данные, которые окажут влияние на итоговый результат — значение потока насыщения.
С целью определения вариативности значений ПН с учетом определенных параметров условного автомобиля проведено исследование, представленное в данной статье. Основные задачи исследования заключались в анализе состава ТП; определении конструктивных и динамических характеристик наиболее часто встречающихся в потоке автомобилей; установлении параметров условного автомобиля, определенного калиброванным, и расчет ПН с последующим сравнением полученных данных.
При выполнении исследования применены методы натурных наблюдений, анализа и математического расчета. Расчеты выполнены с использованием математической модели, применяемой для определения значения ПН при выполнении поворота, зависящей от радиуса поворота. В исследовании данная модель была определена в качестве основной ввиду того, что на многих участках дорожной сети радиусы поворота изменяются в значительных пределах в отличие от базовой модели, зависящей от ширины полосы, которая в большинстве случаев является стандартизированной или же изменяется не так значительно, как радиусы поворота.
По результату расчетов получена вариативность значений ПН в 7% для минимального значения радиуса поворота и 20% для максимального значения, что требует проведения дальнейших исследований по оценке влияния полученных результатов на расчетные параметры работы светофора — длительности основных тактов и всего цикла, а также на параметры самого ТП при установлении новых, уточненных циклов работы.
Ключевые слова: светофорное регулирование, поток насыщения, состав транспортного потока, легковые автомобили, технические параметры условного автомобиля, радиус поворота.
Для цитирования: Шевцова А. Г., Бурлуцкая А. Г., Юнг А. А. Оценка влияния параметров автомобилей на значение потока насыщения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 1. — С. 126–134, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-126.