УДК: 656.132:338.47
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-102

МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ АВТОБУСОВ

В. М. Курганов

Тверской государственный университет, Тверь, Россия

e-mail: glavreds@gmail.com

М. В. Грязнов

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия

e-mail: gm-autolab@mail.ru

А. Н. Дорофеев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: andorofeev@fa.ru

А. А. Адувалин

МП «Маггортранс», Магнитогорск, Россия

e-mail: aduvalin@mail.ru

Аннотация. Действующие в настоящее время на автомобильном транспорте отраслевые нормы потребления материальных ресурсов носят рекомендательный характер и используются перевозчиками в своей текущей работе для производственного планирования. Отраслевые нормы, регламентированные, например, приказом Минтранса РФ № 158 от 30.05.2019 г., устанавливают ресурсопотребление усредненно для всех автоперевозчиков РФ. Учёт индивидуальных условий эксплуатации подвижного состава и организации транспортного процесса возможен лишь поправочным коэффициентом к норме расхода топлив, методика расчета которого не регламентирована. Результатом является низкая сходимость плановых и фактических показателей перевозок.

Эффективным решением обозначенной проблемы является использование норм ресурсопотребления, рассчитываемых на основе статистических данных о расходе материальных ресурсов, получаемых с помощью средств объективного контроля и хранения данных ERP-систем. Это позволит максимально полно учесть комплекс значимых факторов, определяющих объём потребления материальных ресурсов, сократить объём складских запасов, повысить оборачиваемость средств, увеличить точность процессов нормирования и ценообразования для любой автотранспортной компании.

Однако обоснование таких норм ресурсопотребления требует оценки влияния значимых факторов, установления зависимости между ними и разработки математического аппарата нормирования. Поэтому цель настоящего исследования, состоящая в повышении эффективности перевозок пассажиров автобусами на основе обеспечения достоверности норм расхода материальных ресурсов с учётом индивидуальных условий эксплуатации, направлена на решение актуальной научно-практической задачи.

Теоретические исследования выполнены на основе анализа научной и нормативно-технической литературы, правовой базы, системного, статистического, факторного и технико-экономического анализов, экономико-математического моделирования транспортного процесса, экспертной оценки. Экспериментальные исследования выполнялись в условиях действующих пассажирских автотранспортных предприятий с использованием методов математической статистики, компьютерного моделирования, натурных наблюдений.

Основными результатами, имеющими научную новизну, являются: комплекс качественных характеристик и количественных измерителей факторов, определяющих расход материальных ресурсов при эксплуатации автобусного парка; математические модели по расчёту норм потребления топлив и смазок, запасных частей и автомобильных шин, а также соответствующих нормативных эксплуатационных затрат; зависимости эксплуатационного расхода дизельного топлива, ресурсного пробега автомобильных шин от величины значимых факторов, установленных для автобусов отечественного производства.

Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении развития методов ресурсосбережения в автотранспортном комплексе.

Ключевые слова: автобусы, эксплуатационные затраты, нормирование ресурсов, дизельное топливо, скорость сообщения, ресурсопотребление.

Для цитирования: Курганов В. М., Грязнов М. В., Дорофеев А. Н., Адувалин А. А. Методика нормирования материальных ресурсов для автобусов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 1. — С. 102–116, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-102.