УДК: 629.33
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-1-87

АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ КРИВОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

А. В. Пузаков

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

e-mail: and-rew78@yandex.ru

Аннотация: Агрегаты современных автомобилей требуют бесперебойного снабжения электроэнергией необходимого качества, поэтому оперативное определение технического состояния системы электроснабжения (СЭ) является актуальной задачей. В процессе работы автомобиля происходит динами¬ческое перераспределение электроэнергии, расходуемой на нужды потребителей между автомобильным генератором и аккумуляторной батареей (АКБ). На эффективность баланса электроэнергии на борту автомобиля оказывает влияние не только мощность потребителей, режим движения автомобиля, погодно-климатические факторы, но и техническое состояние генератора и АКБ, однако этому уделено недостаточное внимание. Установлено, что токи генератора, обмотки возбуждения и АКБ, а также напряжение бортовой сети могут служить индикаторами технического состояния СЭ автомобиля. Цель статьи заключается в разработке типовых режимов нагружения СЭ автомобиля и методике их моделирования в лабораторных условиях. Ведущим методом к решению данной задачи является фиксация параметров СЭ с помощью регистратора аналоговых данных при вариации тока нагрузки и частоты вращения ротора генератора. В процессе эксперимента режимы нагружения сменялись в порядке увеличения частоты вращения ротора генератора. Определён характер изменения параметров СЭ в случае исправного генератора и заряженной АКБ. Эффективность работы СЭ можно косвенно оценить по отношению площадей, ограниченных зарядным и разрядным токами АКБ динамической характеристической кривой. При токе нагрузки равном 10 А энергия, сообщаемая генератором АКБ, превышает энергию, расходуемую на работу потребителей. При увеличении тока нагрузки до 15 А баланс энергии смещается в сторону разрядной части. Научной новизной можно считать экспериментально установленные зависимости изменения параметров СЭ при вариации нагрузочного и скоростного режимов работы. Практическая значимость проведенных исследований заключается в повышении достоверности диагностирования СЭ на основе анализа индикаторов её технического состояния. Дальнейшие исследования будут направлены на определение изменения параметров СЭ автомобиля в процессе возникновения и развития неисправностей генератора и АКБ.

Ключевые слова: система электроснабжения автомобиля, автомобильный генератор, аккумуляторная батарея, нагрузочные режимы, динамическая характеристическая кривая.

Для цитирования: Пузаков А. В. Анализ динамической характеристической кривой системы электро¬снабжения автомобилей // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 1. — С. 87–96. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-1-87.