УДК: 006.72; 625.096; 656.081; 658.518.3; 658.562
DOI: 10.25198/2077-7175-2020-1-90

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ХАКИМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОПТИМАЛЬНОГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП

В. А. Лукоянов1, А. Л. Воробьев2, В. В. Котов3

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1e-mail: tjer2006@yandex.ru

2e-mail: mcc@mail.osu.ru

3e-mail: v_v_kotov@mail.ru

Аннотация. Поддержание эффективной работы транспортного комплекса является одной из наиболее важных задач в обеспечении динамичного развития городской среды. При этом одной из ключевых характеристик транспортного комплекса является пропускная способность городской дорожной сети, в соответствии с которой происходит планирование и организация всех транспортного процессов города. Поэтому исследование вопросов экономически выгодного повышения пропускной способности городских улиц является на сегодняшний день актуальной задачей.

Одной из причин, вызывающих снижение пропускной способности уличной дорожной сети, являются многочисленные дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и инциденты (ДТИ), в результате которых повышается вероятность возникновения дорожных заторов. Одним из путей решения обозначенной проблемы является сокращение временных затрат на ликвидацию последствий ДТП и ДТИ за счет оптимизации каждого из этапов работы всех оперативных служб, задействованных в этом процессе. В частности одним из таких этапов является реагирование и приезд экипажа городской службы к месту ликвидации последствий ДТП. Цель данного исследования заключается в выделении ключевых особенностей и обоснование возможности применения метода Хакими в качестве инструмента поиска оптимального размещения экипажей городских служб по ликвидации последствий ДТП на территории уличной дорожной сети.

В статье приведены результаты собственных научных исследований на основе анализа литературных источников и моделирования процесса ликвидации последствий ДТП, в ходе которых удалось обосновать целесообразность применения метода Хакими в решении задачи поиска оптимальных мест размещения экипажей служб по ликвидации последствий ДТП. Приведена графическая интерпретация участка дорожной сети города Оренбург в виде графа, в которой предварительно определен абсолютный центр. Выявлены ключевые особенности применения метода Хакими в решении задачи поиска оптимального местоположения экипажей городских служб по ликвидации последствий ДТП. Авторами сформулирован и введен ряд ограничительных условий для решения сформулированной задачи.

Полученные результаты могут быть использованы для координации работы городских оперативных служб по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Основным направлением дальнейших исследований является изучение дорожных условий, при которых появляется возможность снять ограничения на использование выбранного метода.

Ключевые слова: ДТП, затор, Хакими, автомобильная пробка, размещение, пропускная способность, аварийный комиссар.

Для цитирования: Лукоянов В. А., Воробьев А. Л., Котов В. В. Особенности применения метода Хакими при определении оптимального местоположения экипажей по ликвидации последствий ДТП // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – №1. – С. 90–97. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-1-90.