УДК 130.2                                                          DOI: 10.25198/2077-7175-2019-1-79

АКТУАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ  И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТРАТЕГИЙ ОБУЧЕНИЯ В США

А.В. Сухоруких

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород, Россия

e-mail: sukhorukikh.al@yandex.ru 

Аннотация. На  примере  реформы системы образования в США во второй половине ХХ века в статье актуализируется роль философского знания в образовательной традиции и рассматривается принципиальное значение гуманитарной  парадигмы в выстраивании долгосрочных образовательной стратегий, подчинённых национальным интересам государства. 

Автор указывает на деструктивные тенденции в современной образовательной системе и, в частности, на прагматизацию  философии образования, теряющей концептуальную преемственность онто-педагогических и этических традиций на фоне глобального социокультурного кризиса и кризиса фундаментального гуманитарного знания.  В работе подчеркнута ключевая роль долгосрочной образовательной политики как одного из важнейших аспектов национальной безопасности. Показано, что важнейшим «плодами» эмерджентных гуманитарных инициатив  в ХХ веке стали  колоссальные  достижения  в  области науки, просвещения и культуры, обусловившие базисную социокультурную трансформацию общества, её положительный «системный эффект», давшие значительный импульс дальнейшего государственного развития. Следовательно, экзистенция гуманитарного знания, его этико-аксиологический категориальный формат в образовательной политике сегодня также  способны  возродить социальный резерв, создать интенцию гражданской инициативы, расставить общенациональные приоритеты в области научных исследований, образовательной политики, культуры в целом. 

Ключевые слова: образование, цивилизационное развитие, социокультурный кризис,  «болонская система», США, ООН.