УДК: 656.1
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-6-89

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИДОРОЖНОГО ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

М. Г. Бояршинов
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
e-mail: mgboyarshinov@pstu.ru

Ю. А. Щукин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Пермская дирекция дорожного движения, Пермь, Россия
e-mail: cshukin-yura@mail.ru

Аннотация. Целью исследования является изучение натурных количественных характеристик функционирования придорожной (линейной) парковочной территории: количества парковочных сессий, заполняемости парковочного пространства, распределения продолжительностей хранения, интенсивностей въезда и выезда автомобилей, оборачиваемости парковочных мест и проч. Объект исследования – процессы функционирования придорожной парковки, расположенной поблизости от образовательного учреждения (школы). Предмет исследования – особенности функционирования парковочного пространства такого типа. Рассматривается, в отличие от известных публикаций, эволюция ключевых показателей придорожной парковки, то есть зависимость их от времени (квартала) года. Наблюдения велись непрерывно в течение недели как весной (апрель), так и летом (июль), осенью (октябрь) и зимой (февраль). Данные для исследования получены с использованием стационарного измерительного программно-технического комплекса «Азимут ДТ», контролирующего движение автотранспортных средств по парковочной территории непрерывно в течение всего периода наблюдения. Цифровая обработка данных видеофиксации въезда автомобилей на парковку и выезда с нее позволили установить, что практически все определяемые количественные характеристики парковочного пространства не являются постоянными, и зависят от времени года, что необходимо учитывать при размещении, планировании и организации функционирования парковочной территории. Отмечается, что удельная генерация корреспонденций и потребное количество парковочных мест возле центров массового тяготения чувствительны к особенностям городской территории и, по-видимому, сильно различаются по регионам страны. Показатели, полученные для урбанизированных территорий других стран, уникальны и неприменимы для практического использования на территории России. Опыт и методику изучения парковочного пространства целесообразно распространить на исследование показателей функционирования плоскостных, в том числе – перехватывающих, и многоуровневых парковок.

Ключевые слова: парковочное пространство, заполняемость парковочного пространства, продолжительность парковки автомобилей.

Для цитирования: Бояршинов М. Г., Щукин Ю. А. Особенности функционирования придорожного парковочного пространства // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 6. – С. 89–108. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-6-89.


Литература

  1. Агуреев И. Е., Юрченко Д. А. Постановка задачи о загрузке УДС города с учетом данных о функционировании придомовых стоянок автомобилей // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2019. – Т. 16, № 6(70). – С. 670–679. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2019-6-670-679. – EDN: GXUYGZ.
  2. Антипова А. Н., Куманева А. В., Аксенов Д. В. Информационная модель формирования парковочного пространства в крупном городе // Транспорт и машиностроение Западной Сибири. – 2019. – № 2. – С. 48–55. – EDN: LLUAAD.
  3. Боровик Е. Н. Система перехватывающих стоянок в Москве: проблемы и перспективы //Архитектура и строительство Москвы. – 2007. – Т. 535. – № 5. – С. 7–10. – EDN: KJANGB.
  4. Бояршинов М. Г., Вавилин А. С., Шумков А. Г. Использование комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для выделения детерминированной и стохастической составляющих интенсивности транспортного потока // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 61–71. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-61. – EDN: BSXWOY.
  5. Внедрение платного парковочного пространства на улично-дорожной сети г. Волгограда с целью разгрузки полосы общественного транспорта / Н. В. Сапожкова [и др.] // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2019. – № 3 (76). – С. 81–91. – EDN: FXVOQC.
  6. Вопросы управления городскими транспортными системами / И. Е. Агуреев [и др.] // Современные социально-экономические процессы: Проблемы, закономерности, перспективы : монография. – Пенза, 2017. – С. 72–94. – EDN: YFKSHZ.
  7. Дуванова И. А. Симанкина Т. Л. Оптимизация организации парковочного пространства в условиях жилой застройки // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2016. – № 2(41). – С. 108–117. – EDN: VPWHRH.
  8. Зедгенизов А. В. Оценка факторов, влияющих на продолжительность паркирования возле территорий / центров массового тяготения разной функциональной направленности // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2016. – № 1 (44). – С. 20–25. – EDN: VSKFUP.
  9. Зедгенизов А. В., Базан А. В. Методика оценки потребного числа мест для паркирования возле центров массового тяготения на урбанизированных территориях // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2020. – Т. 17. – № 1 (71). – С. 72–83. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2020-17-1-72-83. – EDN: GHXJBZ.
  10. Зедгенизов А. В., Зедгенизова А. Н. Особенности сбора исходных данных при оценке числа припаркованных автомобилей возле жилых объектов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2011. – № 10 (57). – С. 105–108. – EDN: OIODPP.
  11. Казимиров А. О., Бурков Д. Г. Прогнозирование интенсивности транспортных и пешеходных потоков к центрам массового тяготения на примере супермаркетов г. Иркутска // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2018. – Т. 22, № 2 (133). – С. 209–216. – https://doi.org/10.21285/1814-3520-2018-2-209-216. – EDN: YRRIBQ.
  12. Копылова О. А., Мишкуров П. Н., Четвергова А. А. Оценка целесообразности размещения парковочного пространства легковых автомобилей на основе имитационного моделирования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2021. – № 3 (51). – С. 65–73. – https://doi.org/10.20291/2079-0392-2021-3-65-73. – EDN: TVDDQX.
  13. Коржанков В. Б. Характеристика поведения транспортных средств на парковке // Альтернативные транспортные технологии. – 2018. – Т. 5. – № 1 (8). – С. 124–147. – EDN: OSHGIV.
  14. Методика целесообразности размещения и определения параметров парковочных пространств в городской транспортной системе / С. Н. Корнилов [и др.] // Бюллетень результатов научных исследований. – 2022. – № 2. – С. 92–103. – https://doi.org/10.20295/2223-9987-2022-2-92-103. – EDN: MPQYWS.
  15. Патракеев И. М., Жуков В. Е., Леонтьева О. Г. Организация парковок в крупном городе на основе пространственно-точного моделирования // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: География. – 2010. – Т. 23 (62), № 1. – С. 222–231. – EDN: UNXIYB.
  16. Питиримов В. В. Виды паркингов в структуре городов // Актуальные проблемы строительства, природообустройства, кадастра и землепользования: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2022. – С. 195–199. – EDN: ADHISQ.
  17. Попова И. М., Провидонов Е. В. Пути повышения пропускной способности улично-дорожной сети // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № Т. 35. – С. 121–125. – EDN: VCHASB.
  18. Сидоров В. П., Ситников П. Ю. Географический анализ дорожного движения и парковочного пространства в крупном городе (на примере г. Ижевска) // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. – 2021. – Т. 31, № 4. – С. 474–483. – https://doi.org/10.35634/2412-9518-2021-31-4-474-483. – EDN: PIFMDU.
  19. Тарасюк Ю. В., Фадеев Д. С., Михайлов А. Ю. Исследование паркования в центральной части Иркутска. – URL: https://waksman.ru/Russian/Streets_net/Tarasyuk.htm. (дата обращения: 27.05.2024).
  20. Фадеев Д. С., Прокофьева О. С. Мировые тенденции в формировании политики паркирования транспортных средств // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – № 12(71). – С. 170–176. – EDN: PLVEZN.
  21. Щукин Ю. А., Бояршинов М. Г., Артеменко Д. В. Закономерности использования парковочного пространства // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2023. – № 3–4 (106– 107). – С. 44–50. – EDN: SLAKFT.
  22. Al-Masaeid H. R. et al. (2021) Trip and Parking Generation of Hospitals and Medical Centers in Jordan. Jordan Journal of Civil Engineering. – Vol. 15. – No. 4. – pp. 562–569. (In Eng.).
  23. Cong Zhao et al. (2019) Urban Parking System Based on Dynamic Resource Allocation in an Era of Connected and Automated Vehicles. IEEE Intelligent Transportation Systems Conference (ITSC), Auckland, NZ, October 27–30, 2019. – pp. 9094–3099. – https://doi.org/10.1109/ITSC.2019.8916994. (In Eng.).
  24. Ding X., Yang R. (2019) Vehicle and Parking Space Detection Based on Improved YOLO Network Model. Journal of Physics: Conference Series. – Vol. 1325. No. 1. – 012084. – 7 p. – https://doi.org/10.1088/1742-6596/1325/1/012084. (In Eng.).
  25. Egorov K. et al. (2021) Research methodology for quantitative and qualitative parameters of parking space use. Procedia Computer Science. 10th International Young Scientists Conference in Computational Science. – Vol. 193. – pp. 62–71. – https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.10.007. – EDN: VWQMSB.
  26. Farley A., Ham H., Hendra (2021) Real Time IP Camera Parking Occupancy Detection using Deep Learning. Procedia Computer Science. 5th International Conference on Computer Science and Computational Intelligence. – Vol. 179. – pp. 606–614. – https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.01.046. (In Eng.).
  27. Fulman N., Benenson I. et al. (2018) Establishing Heterogeneous Parking Prices for Uniform Parking Availability for Autonomous and Human-Driven Vehicles. IEEE Intelligent transportation systems magazine. – Vol. 11. – No. 1.– pp. 15–28. – https://doi.org/10.1109/MITS.2018.2879192. (In Eng.).
  28. Gao L. et al. (2023) Prediction of Vacant Parking Spaces in Multiple Parking Lots: A DWT-ConvGRU-BRC Model. Appl. Sci. – Vol. 13. No. 6. – P. 3791. – https://doi.org/10.3390/app13063791. (In Eng.).
  29. Gomari S., Knoth C., Antoniou C. (2021) Cluster analysis of parking behaviour: A case study in Munich. Transportation Research Procedia. 23rd EURO Working Group on Transportation Meeting, EWGT 2020, 16–18 September 2020, Paphos, Cyprus.– Vol. 52. – pp. 485–492. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.01.057. (In Eng.).
  30. Kushchenko L. et al. (2022) The paid parking space organization as one of the ways to increase the capacity of the road in Belgorod urban agglomeration. Transportation Research Procedi. X International Scientific Siberian Transport Forum – Transsiberia 2022. – Vol. 63. – pp. 868–877. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.084. – EDN: AAKQGL. (In Eng.).
  31. Nguyen D.-L. et al. (2023) YOLO5PKLot: A Parking Lot Detection Network Based on Improved YOLOv5 for Smart Parking Management System. Conference IW-FCV 2023, Yeosu, South Korea. – URL: https://www.researchgate.net/publication/368930907. (accessed: 26.05.2024) (In Eng.).
  32. Parmar J., Das P., Dave S. M. (2019) Study on demand and characteristics of parking system in urban areas: A review. Journal of Traffic and Transportation engineering. – Vol. 7, No. 1. – 124 P. – https://doi.org/10.1016/j.jtte.2019.09.003. (In Eng.).
  33. Shehadeh E. A. (2019) Trip Rates and Parking Requirements for Restaurants and Coffee Shops in Amman-Jordan. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. – Vol. 9. – No. 2. – pp. 2898–2901. – https://doi.org/10.35940/ijitee.B7484.129219. (In Eng.).
  34. Shoup D. (2021) Pricing curb parking. Transportation Research. Part A. –Vol. 154. – pp. 399–412. – https://doi.org/10.1016/j.tra.2021.04.012. (In Eng.).