УДК: 656.072
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-6-74

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАСТКА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ С УЧЁТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Х. М. А. Асфур1, Н. К. Горяев2
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия
1e-mail: iraqieng2003@gmail.com
2e-mail: goriaevnk@susu.ru

В. И. Рассоха
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: cabin2012@yandex.ru

Аннотация. Транспортные системы современных городов во многом определяют качество жизни городского населения. Повышение роли городского пассажирского транспорта общего пользования, увеличение объёмов перевозок, совершаемых этим видом транспорта, традиционно рассматривается как одно из направлений снижения остроты городских транспортных проблем. В этой связи, исследование, направленное на повышение производительности городского пассажирского транспорта, в том числе за счёт увеличения пропускной способности городской транспортной инфраструктуры, является актуальным. Исходя из актуальности рассматриваемой тематики и подходов, обеспечивающих повышение производительности пассажирских транспортных систем при минимальном объёме инвестиционных вложений, сформулирована цель исследования: повышение эффективности работы городского пассажирского транспорта общего пользования на основе реализации мероприятий по повышению пропускной способности участков улично-дорожной сети. Для разработки мероприятий, формирующих условия организации движения пассажирских транспортных средств, разработана математическая модель пропускной способности участка улично-дорожной сети, позволяющая выявить сочетание параметров транспортной инфраструктуры, обеспечивающее её максимальное значение. От известных аналогов разработанная модель отличается учётом процесса самопроизвольного формирования групп пассажирских транспортных средств и реализацией возможности их синхронного взаимодействия с площадками остановочного пункта. По результатам моделирования определены зависимости пропускной способности участка улично-дорожной сети с выделенной полосой для движения пассажирских транспортных средств от параметров светофорного регулирования и количества посадочных площадок на остановочном пункте. Комплексное применение полученных данных позволяет определить сбалансированные параметры остановочных пунктов и светофорных объектов, обеспечивающие максимальную пропускную способность рассматриваемого участка. Разработанная математическая модель и полученные с её помощью зависимости составляют пункты научной новизны выполненного исследования. Разработанные теоретические положения, сформированная на их основе математическая модель и полученные зависимости в совокупности можно рассматривать как инструмент, позволяющий определить оптимальные параметры городской транспортной инфраструктуры, что составляет практическую значимость полученных результатов. В качестве одного из перспективных направлений развития предложенного подхода планируется расширение области его применения за счёт разработки дополнения, обеспечивающего его реализацию для случая движения пассажирских транспортных средств в общем потоке вне выделенной полосы.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, пропускная способность, пассажирские перевозки, транспортная инфраструктура, улично-дорожная сеть, транспортные средства.

Для цитирования: Асфур Х. М. А., Горяев Н. К., Рассоха В. И. Моделирование пропускной способности участка улично-дорожной сети с учётом формирования групп транспортных средств // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 6. – С. 74–88. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-6-74.


Литература

  1. Аземша С. А., Старовойтов А. Н., Скирковский С. В. Оптимизация интервалов движения транспортных средств при городских перевозках пассажиров в регулярном сообщении // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт. – 2013. – № 2 (27). – С. 52–57. – EDN: LAKSAV.
  2. Богумил В. Н., Ефименко Д. Б. Использование моделей цифровой инфраструктуры в системе управления городским пассажирским транспортом // XIV Всероссийская мультиконференция по проблемам управления МКПУ-2021, 27 сентября – 02 октября 2021 года: Материалы XIV мультиконференции в 4 томах. Т. 4. – Ростов-на-Дону – Таганрог, 2021. – С. 23–26. – EDN: SSNDFF.
  3. Бочаров И. А., Власов Ю. Л., Рассоха В. И. Модель определения оптимального количества маршрутных транспортных средств // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 10 (129). – С. 49–53. – EDN: PDRBUX.
  4. Ефименко Д. Б., Барабанова Е. С., Ткачёв А. И. Применение цифровых технологий в развитии транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности // Вестник транспорта. – 2019. – № 10. – С. 14–17. – EDN: TKNLJD.
  5. Зедгенизов А. В. Оценка времени освобождения остановочного пункта городского пассажирского транспорта // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. – № 4 (32). – С. 145–151. – EDN: JJPJSJ.
  6. Зедгенизов А. В. Повышение эффективности функционирования остановочных пунктов городского пассажирского транспорта // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2008. – № 3 (35). – С. 123–125. – EDN: JSAEPD.
  7. Исхаков М. М., Рассоха В. И. Комплексное исследование остановочных пунктов городского пассажирского транспорта г. Оренбурга // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. – № 9 (73). – С. 207–214. – EDN: IJXAMR.
  8. Исхаков М. М., Рассоха В. И. «Человеческий фактор» в организации работы маршрутных транспортных средств на остановочных пунктах // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 1 (80). – С. 144–149. – EDN: IJJVGV.
  9. Ларин О. Н. Методология организации и функционирования транспортных систем регионов: монография. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 205 с. – EDN: QSLFQN.
  10. Ларин О. Н., Кажаев А. А. Снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах маршрутных сетей городов // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2012. – № 1. – С. 48–49. – EDN: OXEMQZ.
  11. Липенков А. В. Исследование влияния регулируемого пересечения на пропускную способность остановочного пункта // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 9 (104). – С. 113–121. – EDN: UJWFKD.
  12. Липенков А. В., Кузьмин Н. А., Ерофеева Л. Н. Математическая модель пропускной способности остановочного пункта в случае отсутствия маневров по обгону автобусами друг друга // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4 (179). – С. 87–94. – EDN: UHINJR.
  13. Литвинов А. В. Оценка стоимости времени передвижения на основе моделей выбора способа передвижения // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – № 11. – С. 45– 48. – https://doi.org/10.36535/0236-1914-2020-11-8. – EDN: FJNRDQ.
  14. Петров А. И. Социологические аспекты среднесрочной динамики организованности перевозочного процесса на городских автобусных маршрутах Тюмени // Транспорт Урала. – 2022. – № 2 (73). – С. 9–16. – https://doi.org/10.20291/1815-9400-2022-2-9-16. – EDN: SIAJMA.
  15. Прогнозирование пассажиропотоков в городской транспортной системе / А. С. Баннов [и др.] // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2007. – Т. 2. – № 8 (34). – С. 95–98. – EDN: KWEHXD.
  16. Рассоха В. И., Надирян С. Л. Моделирование показателей эффективности городского пассажирского транспорта при обслуживании нестационарных пассажиропотоков // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 4-1 (83). – С. 81–90. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-4-1(83)-81-90. – EDN: ITMBKX.
  17. Рассоха В. И., Дрючин Д. А., Надирян С. Л. Оптимизация структуры парка безрельсовых транспортных средств, обслуживающих городские пассажирские маршруты, на основе результатов математического моделирования // International Journal of Advanced Studies. – 2023. – Т. 13. – № 3. – С. 180–202. – https://doi.org/10.12731/2227-930X-2023-13-3-180-202. – EDN: PMCPJS.
  18. Таубкин Г. В., Коптелов О. Г. Изменение времени маршрутного движения при создании заездных карманов // Транспорт Урала. – 2015. – № 1 (44). – С. 102–105. – EDN: RQFADR.
  19. Якунин Н. Н., Якунина Н. В., Спирин А. В. Модель организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2013. – № 3. – С. 63–66. – EDN: PVEJRD.
  20. Якунин Н. Н., Нургалиева Д. Х. Критерии оценки доступности перевозок пассажиров по регулярным маршрутам // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4 (179). – С. 154–158. – EDN: UHINOR.
  21. Якунина Н. В., Студеникин В. А. Организация перевозок пассажиров городским общественным транспортом на основе брутто-контракта // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы XVI международной научно-практической конференции, 11–13 ноября 2021 г. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 606–611. – EDN: VMMQYJ.
  22. Bobinger R. (1991) Context and framework of Drive transportation evaluation. In Proc. Drive Conference. Elsevier Amsterdam. pp. 389–412. (In Eng.).
  23. Fernandez R. (1999) Design of bus stop priorities. Traffic Engineering and Control, Vol.40, No. 6, pp. 335–340. (In Eng.).
  24. Fernandez R., Tyler N. (2005) Effect of passenger–bus–traffic interactions on bus stop operations. Transportation Planning and Technology. – Vol. 28. – No. 4. – Pp. 273–292. – https://doi.org/10.1080/03081060500247747. (In Eng.).
  25. Highway Capacity Manual 2000. – Transportation Research Board, National Research Council. – Washington, D.C., USA, 2000. – 1134 p. (In Eng.).
  26. Robbins G. (1988) Increasing Bus Speed through Improved Stop Spacing. San Francisco Municipal Railway – San Francisco, CA., 1988. (In Eng.).
  27. Tyler N. A. (1991). The contribution of expert opinion to the design of high-capacity bus priority systems. Computers & Structures, Vol. 40, No. 1, pp. 191–199. – https://doi.org/10.1016/0045-7949(91)90472-x. (In Eng.).