УДК: 140
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-93
EDN: TYBBIZ
СООБЩЕСТВО БРАТСТВ И ГОСУДАРСТВО
С. А. Азаренко
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
e-mail: sergey_azarenko@mail.ru
Аннотация. В статье обосновывается социально-философская топология братства. Братство показывается как содружество, основанное на общности взглядов и жизненных установок. Н. Ф. Федоров был первым мыслителем, который еще в 19 веке представил сообщество братства в качестве совершенного сообщества, причем для всего человечества. В современной философии Р. Барт и Дж. Агамбен возвратились к теме сообщества братства. Создание совершенного сообщества – актуальная тема современности. Целью статьи является моделирование совершенного сообщества на идеи монашеского братства. В результате в работе показано, что это сообщество порождается духовным взаимодействием и существует в определённом собственном ритме (идиоритме). Идиоритмия братьев, согласно топологическим закономерностям, опространствливается в «дом», и то, что в поведении братьев задается в правилах, ими не просто выполняется, но проживается и превращается в форму жизни. Научная новизна лежит в топологической направленности исследования. Согласно социальной топологии, осуществление «места» времени происходит благодаря конкретным социальным взаимодействиям и практикам. В понимании схемы социальности мы опираемся на «восходящую онтологию» М. Деланда, которую дополняем такими концептами, как «дом» и «страна». В результате схема социальности становится нижеследующей: «индивиды – дом – институты – город – государство – страна». В качестве основных выводов подчеркивается, что братства являются совершенной социальной формой сообщества и конструируется в виде «братья – дома – практики – самоорганизующееся и самоуправляемое братство – государство – страна». Взаимодействия в братстве основываются на органических отношениях, но, тем не менее, они несут потребность в государственной организации общения между людьми, которые оказываются связанными духовной солидарностью, патриотической любовью и достойными поступками. Современность носит характер «постчеловеческой социальности», людям приходится сосуществовать с нечеловеческими сущими – машины, роботы, киборги и искусственный интеллект. Человечество сможет взаимодействовать с искусственным интеллектом, если духовно преобразится и будет способно создать совершенное сообщество по типу монашеского братства.
Ключевые слова: социальная топология, социальные время и пространство, схема «индивиды – дома – институты – города – государство – страна», идиоритмия «братья – дома – практики – самоорганизующееся и самоуправляемое братство – государство – страна».
Для цитирования: Азаренко С. А. Сообщество братств и государство // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 93–102. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-93.
Литература
- Агамбен Дж. Высочайшая бедность. Монашеские правила и форма жизни. М. – СПб. : Издательство института Гайдара. – 2020. – 216 с.
- Барт Р. Как жить вместе: романтические симуляции некоторых пространств повседневности. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 272 с.
- Бердяев Н. А Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Международные отношения, 1990. – 336 с.
- Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) / А. Д. Харичев [и др.] // Журнал политических исследований. – 2022. – Т. 6, № 3. – С. 9–19. – https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19. – EDN: EGEABU.
- Деланда М. Новая онтология для социальных наук // Логос. – 2017. – Т. 27, № 3 (118). – С. 35–56. – EDN: YMICEJ.
- Дубровский Д. И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под. ред. проф. Д. И. Дубровского – М. : ООО «Издательство МБА», 2013. – С. 237–252.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Изд-во «Республика», 1993. – 431 с.
- Нанси Ж.-Л. О событии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. – С. 91–102.
- Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988. – 822 с.
- Федоров Н. Ф. Сочинения. Философское наследие. Том 85. – М.: Мысль, 1982. – 711 с.
- Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. – 365 с.
- Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Сочинения. В 4 т. Т.2 / Сост. И общ. ред. игумена Андроника (А. С, Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачева. – М.: Издательство «Мысль», 1996. – С. 647–681.
- Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 127 с.
- Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции : монография. – М.: ПАРАД, 2005. – 445 с. – EDN: QWMBVR.
- Braidotti R. (2013) The Posthuman. Cambridge : Polity Press, P. 60. (In Eng.).
- Simon S. (2022) Reflections on the (Post-)Human Condition: Towards New Forms of Engagement with the World?, Social Epistemology, Vol. 36, No. 1, pp. 63–94. – https://doi.org/10.1080/02691728.2021.1893859. (In Eng.).