УДК: 629.3.083.4
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-82
EDN: VSPGJO
МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ОКРАСОЧНО-СУШИЛЬНЫХ КАМЕР ПРИ РАБОТЕ С АВТОМОБИЛЬНЫМИ ВОДОРАЗБАВЛЯЕМЫМИ КРАСКАМИ
Р. С. Фаскиев1, А. Н. Мельников2, Е. Г. Кеян3
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
1e-mail: f_rif_s@mail.ru
2e-mail: mlnikov@rambler.ru
3e-mail: keyan@mail.ru
Аннотация. Одним из значимых направлений снижения деструктивного воздействия на окружающую среду со стороны технологических процессов восстановительного ремонта кузовов автомобилей является переход на краски, разбавляемые водой. Однако непосредственное применение существующих окрасочно-сушильных камер для нанесения и сушки водоразбавляемых красок может негативно отражаться на производительности процесса и качестве покрытия. Установлено, что в процессе сушки покрытий из водоразбавляемых красок возможно образование застойных зон вентиляции, которые могут привести к обратной конденсации воды с последующим образованием подтеков.
Цель исследования: повышение эффективности процесса окраски автомобильных кузовов красками, разбавляемыми водой, на основе управления параметрами воздушной среды окрасочно-сушильных камер.
Методы исследования: анализ процессов вентиляции в существующих окрасочно-сушильных камерах и их соответствие теплофизическим и летучим свойствам паров воды при окрашивании изделий автомобильного транспорта.
В целях исключения образования застойных зон повышенной влажности в потолочной части окрасочно-сушильных камер предлагается смонтировать систему направляющих пластин, назначением которых является управление направлениями и скоростью потоков воздуха в режимах окраски и сушки. Для обеспечения приемлемых технологических и экономических параметров процесса окраски водоразбавляемыми красками, в зависимости от уровней влажности воздуха в окружающей среде и в рабочей камере окрасочно-сушильных камер, предлагается изменить логику управления заслонкой рециркуляции. Предложены зависимости, связывающие параметры движения исполнительных органов с показателями влажности, режима и направления потоков вентилируемого воздуха.
Научная новизна работы заключается в методике управления уровнем влажности, направления и режима потоков воздуха в рабочей камере окрасочно-сушильных камер, исключающая появление застойных зон при окрашивании кузовов автомобилей водоразбавляемыми красками.
Направление дальнейших исследований: обоснование оптимального уровня влажности воздуха в рабочей камере в зависимости от состояния окружающего воздуха и производительности процесса окраски.
Ключевые слова: окраска автомобилей, окрасочно-сушильная камера, водоразбавляемые краски, методика управления, скорость воздуха, влажность воздуха.
Для цитирования: Фаскиев Р. С., Мельников А. Н., Кеян Е. Г. Методика управления параметрами воздушной среды окрасочно-сушильных камер при работе с автомобильными водоразбавляемыми красками // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 82–92. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-82.
Литература
- Алгоритмизация проектного расчета конвективно-радиационной сушки лакокрасочных покрытий / Б. Б. Богомолов [и др.] // Теоретические основы химической технологии. – 2021. – Т. 55, № 1. – С. 76–86. – https://doi.org/10.31857/S0040357121010036. – EDN: RUTKSS.
- Бакаева Н. В. Экологические риски при обслуживании автомобилей// Мир транспорта. – 2009. – Т. 7, № 3(27). – С. 134–139. – EDN: LAFXFP.
- Бондаренко Е. В., Фаскиев Р. С., Фазуллин М. Р. Снижение энергоемкости оборудования для ремонтной окраски и сушки автомобилей // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2009. – № 4. – С. 74–78.
- Зиганшин Р. Г., Сафиуллин Р. Г., Посохин В. Н. О вентиляции окрасочно-сушильных камер. Сообщение 1 // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2016. – № 4(19). – С. 84–93. – https://doi.org/10.21285/2227-2917-2016-4-94-100.
- Зиганшин Р. Г., Сафиуллин Р. Г., Посохин В. Н. О вентиляции окрасочно-сушильных камер. Сообщение 2// Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2016. – № 4(19). – С. 94–100. – https://doi.org/10.21285/2227-2917-2016-4-94-100.
- Кречетов И. В. Сушка древесины. – 3-е изд. перераб. – М.: Лесная промышленность, 1980. – 432 с.
- Повышение качества окрасочных работ кузовов автомобилей / В. А. Федосеев [и др.] // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 14–15 ноября 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 160–164. – EDN: JTIOCR.
- Привлечение и удержание клиентов в сфере услуг кузовного ремонта легковых автомобилей / В. Н. Катаргин [и др.] // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2018. – № 2. – С. 38–45. – https://doi.org/10.15593/24111678/2018.02.04. – EDN: XSHXED.
- Семенов Б. А., Озеров Н. А. Локальный тепломассообмен в центре удара плоской воздушной струи, растекающейся по плоской поверхности// Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2014. – № 1(75). – С. 148–156. – EDN: SZWCHF.
- Семыкина А. С., Нажиганов А. В., Загородний Н. А. Анализ технологического процесса заводской и ремонтной покраски кузова автомобилей // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта. – 2019. – № 3. – С. 80–86. – EDN: TPQBPS.
- Терехов В. И., Калинина С. В., Шаров К. А. Конвективный теплообмен при натекании кольцевой струи на плоскую преграду // Теплофизика высоких температур. – 2018. – Т. 56, № 2. – С. 229–234. – https://doi.org/10.7868/S0040364418020096. – EDN: XNZEAX.
- Хасанов И. Х., Рассоха В. И. К вопросу о повышении качества лакокрасочного покрытия отремонтированного кузова легкового автомобиля // Инновационные технологии машиностроения в транспортном комплексе: Материалы XI Международной научно-технической конференции ассоциации технологов-машиностроителей, Калининград, 10–13 сентября 2019 года. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2020. – С. 162–171. – EDN: FYGEQV.
- Чесунов В. М., Васенин Р. М. Кинетика испарения растворителя при пленкообразовании из растворов полимеров // Высокомолекулярные соединения. – 1967. – Т. IX, № 10. – С. 2067–2071.
- Anupam Dewan, Rabijit Dutta and Balaji Srinivasan (2012) Recent Trends in Computation of Turbulent Jet Impingement Heat Transfer, Heat Transfer Engineering, Vol. 33, No. 4–5, pp. 447–460. – http://dx.doi.org/10.1080/01457632.2012.614154. (In Eng.).
- Der-Jen Hsu, et al (2018) Water-Based Automobile Paints Potentially Reduce the Exposure of Refinish Painters to Toxic Metals. International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol. 15, No. 5, pp. 899. – https://doi.org/10.3390/ijerph15050899. (In Eng.).
- Mohamed H. A. (2010) New waterborne paints with different binders and corrosion inhibition application. Journal of Coatings Technology and Research, Vol. 7, pp. 85–89. (In Eng.).
- Parashar G., Bajpayee M. & Kamani P. K. (2003) Water-borne non-toxic high-performance inorganic silicate coatings. Surface Coatings International Part B: coatings Transactions, Vol. 86(3), pp. 209–216. (In Eng.).
- Xuehua Liu, Wei Hong and Xudong Chen (2020) Continuous Production of Water-Borne Polyurethanes: A Review. Polymers, Volume 12, Issue 12, pp. 2875. – https://doi.org/10.3390/polym12122875. (In Eng.).