УДК: 165.9
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-136
EDN: EHKQLQ

ПРОБЛЕМА ОТКРОВЕНИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В ГАУДИЯ-ВЕДАНТЕ

Д. Н. Попов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
e-mail: popovdnik@gmail.com

Аннотация. Исследование направлено на историко-философскую реконструкцию проблем теории познания гаудия-веданты, связанных с философствованием, концепцией откровения и квалификации (adhīkāra), в философии Индии модерна и современности (XVI–XX вв). Гаудия-веданта, философия гаудия-вайшнавизма, является последним самостоятельным направлением веданты в индийской философии, которое обобщает в своих текстах проблемы и решения предшествующих течений веданты в XVI в. Специфика данной школы заключается в акценте на персонализме, этике и эстетике. Для исследования использовался подход «всемирной философии» (Ф. И. Щербатской, В. К. Шохин, Р. В. Псху), согласно которому в философии каждой развитой культуры мы можем найти схожие философские проблемы в разной степени проработанности в связи с уникальной исторической ситуацией. Опираясь на данный подход, проведена историко-философская реконструкция герменевтики гаудия-веданты, в которой философствование рассматривается как результат процесса откровения. Историко-философский анализ позволил выделить два этапа формирования концепции откровения (śabda, śāstra, samādhi, veda) и квалификации (adhīkāra) в гаудия-веданте: классический (Джива Госвами и Кришнадас Кавираджа, Вишванатха Чакраварти XVI–XVII вв.), современный (Бхактивинода, Бхактисиддханта, Бхактиведанта XIX–XX вв.). Анализ историографии показывает, что гаудия-веданта, используя аппарат новой логики (навья-ньяя), вошла в век глобализации и приняла вызовы не только существовавшей традиции индийской философии, но и европейской. Для этого школой использовалась система толкования и получения откровений как внутри, так и за пределами сакральной сферы с расширением понимания откровения и сакральности. Кроме того, в гаудия-веданте были сформулированы особые требования к мыслителю, работающему с откровением. Эти требования должны были сохранить уникальность школы, обеспечить интеллектуальную преемственность. Они подразумевают необходимость наличия у философа как некоторой академической квалификации (теология первого порядка): знание текстов, их логики объяснений, рассудительность и проницательность, так и духовной квалификации: нравственность, отрешенность и, в особенности, чувствительность к религиозным эмоциям по отношению к Богу. Проделанная историко-философская реконструкция позволила нам эксплицировать особую модель философствования гаудия-веданты, основанную на откровении, персоналистической теологии, этике и эстетике. Результаты исследования могут быть полезны для историков восточной философии новым материалом, анализом понятий, экспликацией роли историко-философских контекстов.

Ключевые слова: индийская философия, гаудия-веданта, квалификация, adhīkāra, откровение, философствование, инновационность.

Для цитирования: Попов Д. Н. Проблема откровения и философствования в гаудия-веданте // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 136–147. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-136.


Литература

  1. Айтжанова А. К., Суботялов М. А. Типология религий в научном наследии индийского философа Бхактивиноды Тхакура (1838–1914) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. – 2023. – Т. 45. – С. 146–155. – https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.45.146. – EDN: WZCYVU.
  2. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Нарада-бхакти-сутра: Тайны любви к Богу / Пер. с англ. / А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и его ученики. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2014. – 336 с.
  3. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Нектар наставлений. 2-е изд.– М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. – 112 c.
  4. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шри Ишопанишад: пер. с англ. – М.: Фонд «Бхактиведанта», 2019. – 176 с.
  5. Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм / Под ред. С. В. Пахомова. – СПб.: Изд-во С.–Петерб. ун-та. – 2005. – 403 c. – EDN: QTRYRV.
  6. Кришнадас Кавираджа. Чайтанья-чаритамрита: Пер. с бенг., санскр. и комментарий Бхактиведанты Свами. // Bhaktivedanta Vedabase. – URL: https://vedabase.io/ru/library/cc/madhya/22/advanced-view/ (дата обращения: 18.10.2023).
  7. Останин В. В., Суботялов М. А. Строфа-прославление Будды из первой песни «Бхагавата-пураны» // Вопросы философии. – 2022. – № 2. – С. 188–193. – https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-188-193. – EDN: KJLLGU.
  8. Попов Д. Н. Способы и границы познания человека в гаудия-веданте // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 14–29. – EDN: FXQZME.
  9. Псху Р. В. Откровение как источник знания в вишишта-адвайта-веданте // Философия религии: аналитические исследования. – 2019. – Т. 3, № 1. – С. 117–126. – https://doi.org/10.21146/2587-683X-2019-3-1-117-126. – EDN: GPTLEX.
  10. Рупа Госвами. Бхакти Расамрита Синдху. Часть I / Перевод: Бхану Свами. – X.: Фактор, VAC, 2012. – 688 с.
  11. Сокол В. Б. Компаративный анализ феноменологии Э. Гуссерля и теистической веданты Дживы Госвами // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 8-1(14). – С. 183–188. – EDN: OJQTHJ.
  12. Сокол В. Б. Преодоление релятивизма в философии сверхчувственного слушания: от ведийской шабды и вот-бытия М. Хайдеггера к герменевтическому слушанию Г.-Х. Гадамера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 59. – С. 61–69. – EDN: JWBWHX.
  13. Шохин В. К. Самоочевидно ли «откровение»? Размышляя над типологией Эйвери Даллеса // Философия религии: аналитические исследования. – 2018. – Т. 2, № 2. – С. 5–24. – https://doi.org/10.21146/2587-683X-2018-2-2-5-24. – EDN: YWXSPB.
  14. Шохин В. К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты : монография. – М.: Институт философии Российской академии наук, 2004. – 292 с. – EDN: QWJNMR.
  15. Шохин В. К. Эксклюзивизм, инклюзивизм или градуализм? Удаяна и мировоззренческая плюральность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2022. – Т. 26, № 2. – С. 245– 258. – https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-245-258. – EDN: FZUIOL.
  16. Baladeva Vidyabhushana (1934) The Vedanta-sutras of Badarayana with the commentary of Baladeva. Second Edition, Allahabad (In Eng.).
  17. Bhakti Vikāsa Swami (2008) ŚrīBhaktisiddhānta Vaibhava. The Grandeur and Glory of Śrīla Bhaktisiddhānta SarasvatīṬhākura. Volume One. Gujarat, India. – 465 p. (In Eng.).
  18. Bhaktivinode Thakur (1936) The Bhagavat: Its Philosophy, Its Ethics and Its Theology. Solden&Co, Madras. (In Eng.).
  19. Bhaktivinoda Thakura (1871) To Love of God // English Writings. A collection of poems, essays, articles and reviews. USA, Georgia: Nectar Books. (In Eng.).
  20. Edelmann J. (2021) Bhakti, Rasa, and Organizing Character Experience: Vopadeva, Śrīdhara, and Sanātana on Bhāgavata Purāṇa X.43.17. Journal of Dharma Studies. No 4, pp. 223–239. – https://doi.org/10.1007/s42240-021-00110-5. (In Eng.).
  21. Edelmann J. (2013) Hindu Theology as Churning the Latent. Journal of the American Academy of Religion. Vol. 81, No 2, pp. 427–466. – https://doi.org/10.1093/jaarel/lfs132. (In Eng.).
  22. Edelmann J. (2014) Introduction: Innovation in Hindu Traditions. International Journal of Hindu Studies. Vol. 18, pp. 113–118. – https://doi.org/10.1007/s11407-014-9155-9. (In Eng.).
  23. Edelmann J., Satyanarayana D. (2014) When Stones Float and Mud Speaks: Scriptural Authority and Personal Experience in Javagosvamin’s Sarvasamvadini. The Journal of Hindu Studies. Vol. 7. No 1, pp. 70–97. – https://doi.org/10.1093/jhs/hiu003. (In Eng.).
  24. Ganeri J. (2013) Raghunātha Śiromaṇi and the Origins of Modernity in India. Nagoya Studies in Indian Culture and Buddhism: Saṃbhāṣā. Vol. 30, pp. 55–78. (In Eng.).
  25. Jiva Gosvami (2013) Tattva-sandarbha with Sarva-samvadini. Translated and commented upon by Gopiparanadhana Dasa. Vrindavan, Giriraja Publishing. (In Eng.).
  26. Jiva Gosvami (2021) Sri Bhakti Sandarbha. Sanskrit Text with English Translation and Jiva-tosani Commentary by Satyanarayana Dasa. Vol. 1. Vrindavan: Jiva Institute of Vaishnava Studies. (In Eng.).
  27. Marvin B. (1996) Hindu Encounter with Modernity by Kedarnath Datta Bhaktivinod. Sanskrit Religions Institute. (In Eng.).
  28. Okita K. (2014) Hindu Theology and the Question of Qualification: A Study of Gaudiya Vaishnavism. International Journal of Hindu Studies. Vol. 18. Is. 2, рр. 153–179. – https://doi.org/10.1007/s11407-014-9156-8. (In Eng.).
  29. Peter R. (1998) «Vedic» in the Terminology of Prabhupāda and his Followers // Journal of Vaishnava Studies. Vol. 6. No 2, pp. 141–160. (In Eng.).
  30. Sridhara Swami (2008) Srimad Bhagavad Gita with Sridhara Swami Gloss: Transl. by Swami Vireswarananda. Chennai: Sri Ramakrishna Math. (In Eng.).
  31. Taittirīya-Upaniṣad with Śaṃkarabhāṣya. GRETIL, SUB Göttingen. URL: http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/corpustei/transformations/html/sa_taittirIyopaniSad-zaMkarabhASya.htm#d1e1413 (accessed: 18.10.2023)
  32. Visvanatha Cakravarti Thakura. Sārārtha-varṣiṇi-ṭīkā: Commentary on the Bhagavad-gītā by Śrīla Viśvanātha CakravartĪ Ṭhākura: Transl. into English by Bhānu Swāmī, Sri Vaikunta Enterprises, Chennai, 2003, 614 р. (In Eng.).
  33. Williams M. (2021) The Impact of Navya-Nyāya on Mādhva Vedānta: Vyāsatīrtha and the Problem of Empty Terms. Journal of Indian Philosophy. Vol. 49. Is. 1, pp. 1–28. – https://doi.org/10.1007/s10781-020-09453-y. (In Eng.).
  34. Wong L. (2018) Universalising Inclusivism – and Its Limits: Bhaktivinod and the Experiential Turn. Journal of South Asian Intellectual History. Vol. 1. No 2, pp. 221–263. – https://doi.org/10.1163/25425552-12340002. (In Eng.).