УДК: 165.9
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-136
EDN: EHKQLQ
ПРОБЛЕМА ОТКРОВЕНИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В ГАУДИЯ-ВЕДАНТЕ
Д. Н. Попов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
e-mail: popovdnik@gmail.com
Аннотация. Исследование направлено на историко-философскую реконструкцию проблем теории познания гаудия-веданты, связанных с философствованием, концепцией откровения и квалификации (adhīkāra), в философии Индии модерна и современности (XVI–XX вв). Гаудия-веданта, философия гаудия-вайшнавизма, является последним самостоятельным направлением веданты в индийской философии, которое обобщает в своих текстах проблемы и решения предшествующих течений веданты в XVI в. Специфика данной школы заключается в акценте на персонализме, этике и эстетике. Для исследования использовался подход «всемирной философии» (Ф. И. Щербатской, В. К. Шохин, Р. В. Псху), согласно которому в философии каждой развитой культуры мы можем найти схожие философские проблемы в разной степени проработанности в связи с уникальной исторической ситуацией. Опираясь на данный подход, проведена историко-философская реконструкция герменевтики гаудия-веданты, в которой философствование рассматривается как результат процесса откровения. Историко-философский анализ позволил выделить два этапа формирования концепции откровения (śabda, śāstra, samādhi, veda) и квалификации (adhīkāra) в гаудия-веданте: классический (Джива Госвами и Кришнадас Кавираджа, Вишванатха Чакраварти XVI–XVII вв.), современный (Бхактивинода, Бхактисиддханта, Бхактиведанта XIX–XX вв.). Анализ историографии показывает, что гаудия-веданта, используя аппарат новой логики (навья-ньяя), вошла в век глобализации и приняла вызовы не только существовавшей традиции индийской философии, но и европейской. Для этого школой использовалась система толкования и получения откровений как внутри, так и за пределами сакральной сферы с расширением понимания откровения и сакральности. Кроме того, в гаудия-веданте были сформулированы особые требования к мыслителю, работающему с откровением. Эти требования должны были сохранить уникальность школы, обеспечить интеллектуальную преемственность. Они подразумевают необходимость наличия у философа как некоторой академической квалификации (теология первого порядка): знание текстов, их логики объяснений, рассудительность и проницательность, так и духовной квалификации: нравственность, отрешенность и, в особенности, чувствительность к религиозным эмоциям по отношению к Богу. Проделанная историко-философская реконструкция позволила нам эксплицировать особую модель философствования гаудия-веданты, основанную на откровении, персоналистической теологии, этике и эстетике. Результаты исследования могут быть полезны для историков восточной философии новым материалом, анализом понятий, экспликацией роли историко-философских контекстов.
Ключевые слова: индийская философия, гаудия-веданта, квалификация, adhīkāra, откровение, философствование, инновационность.
Для цитирования: Попов Д. Н. Проблема откровения и философствования в гаудия-веданте // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 136–147. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-136.
Литература
- Айтжанова А. К., Суботялов М. А. Типология религий в научном наследии индийского философа Бхактивиноды Тхакура (1838–1914) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. – 2023. – Т. 45. – С. 146–155. – https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.45.146. – EDN: WZCYVU.
- Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Нарада-бхакти-сутра: Тайны любви к Богу / Пер. с англ. / А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и его ученики. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2014. – 336 с.
- Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Нектар наставлений. 2-е изд.– М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. – 112 c.
- Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шри Ишопанишад: пер. с англ. – М.: Фонд «Бхактиведанта», 2019. – 176 с.
- Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм / Под ред. С. В. Пахомова. – СПб.: Изд-во С.–Петерб. ун-та. – 2005. – 403 c. – EDN: QTRYRV.
- Кришнадас Кавираджа. Чайтанья-чаритамрита: Пер. с бенг., санскр. и комментарий Бхактиведанты Свами. // Bhaktivedanta Vedabase. – URL: https://vedabase.io/ru/library/cc/madhya/22/advanced-view/ (дата обращения: 18.10.2023).
- Останин В. В., Суботялов М. А. Строфа-прославление Будды из первой песни «Бхагавата-пураны» // Вопросы философии. – 2022. – № 2. – С. 188–193. – https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-188-193. – EDN: KJLLGU.
- Попов Д. Н. Способы и границы познания человека в гаудия-веданте // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 14–29. – EDN: FXQZME.
- Псху Р. В. Откровение как источник знания в вишишта-адвайта-веданте // Философия религии: аналитические исследования. – 2019. – Т. 3, № 1. – С. 117–126. – https://doi.org/10.21146/2587-683X-2019-3-1-117-126. – EDN: GPTLEX.
- Рупа Госвами. Бхакти Расамрита Синдху. Часть I / Перевод: Бхану Свами. – X.: Фактор, VAC, 2012. – 688 с.
- Сокол В. Б. Компаративный анализ феноменологии Э. Гуссерля и теистической веданты Дживы Госвами // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 8-1(14). – С. 183–188. – EDN: OJQTHJ.
- Сокол В. Б. Преодоление релятивизма в философии сверхчувственного слушания: от ведийской шабды и вот-бытия М. Хайдеггера к герменевтическому слушанию Г.-Х. Гадамера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 59. – С. 61–69. – EDN: JWBWHX.
- Шохин В. К. Самоочевидно ли «откровение»? Размышляя над типологией Эйвери Даллеса // Философия религии: аналитические исследования. – 2018. – Т. 2, № 2. – С. 5–24. – https://doi.org/10.21146/2587-683X-2018-2-2-5-24. – EDN: YWXSPB.
- Шохин В. К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты : монография. – М.: Институт философии Российской академии наук, 2004. – 292 с. – EDN: QWJNMR.
- Шохин В. К. Эксклюзивизм, инклюзивизм или градуализм? Удаяна и мировоззренческая плюральность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2022. – Т. 26, № 2. – С. 245– 258. – https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-245-258. – EDN: FZUIOL.
- Baladeva Vidyabhushana (1934) The Vedanta-sutras of Badarayana with the commentary of Baladeva. Second Edition, Allahabad (In Eng.).
- Bhakti Vikāsa Swami (2008) ŚrīBhaktisiddhānta Vaibhava. The Grandeur and Glory of Śrīla Bhaktisiddhānta SarasvatīṬhākura. Volume One. Gujarat, India. – 465 p. (In Eng.).
- Bhaktivinode Thakur (1936) The Bhagavat: Its Philosophy, Its Ethics and Its Theology. Solden&Co, Madras. (In Eng.).
- Bhaktivinoda Thakura (1871) To Love of God // English Writings. A collection of poems, essays, articles and reviews. USA, Georgia: Nectar Books. (In Eng.).
- Edelmann J. (2021) Bhakti, Rasa, and Organizing Character Experience: Vopadeva, Śrīdhara, and Sanātana on Bhāgavata Purāṇa X.43.17. Journal of Dharma Studies. No 4, pp. 223–239. – https://doi.org/10.1007/s42240-021-00110-5. (In Eng.).
- Edelmann J. (2013) Hindu Theology as Churning the Latent. Journal of the American Academy of Religion. Vol. 81, No 2, pp. 427–466. – https://doi.org/10.1093/jaarel/lfs132. (In Eng.).
- Edelmann J. (2014) Introduction: Innovation in Hindu Traditions. International Journal of Hindu Studies. Vol. 18, pp. 113–118. – https://doi.org/10.1007/s11407-014-9155-9. (In Eng.).
- Edelmann J., Satyanarayana D. (2014) When Stones Float and Mud Speaks: Scriptural Authority and Personal Experience in Javagosvamin’s Sarvasamvadini. The Journal of Hindu Studies. Vol. 7. No 1, pp. 70–97. – https://doi.org/10.1093/jhs/hiu003. (In Eng.).
- Ganeri J. (2013) Raghunātha Śiromaṇi and the Origins of Modernity in India. Nagoya Studies in Indian Culture and Buddhism: Saṃbhāṣā. Vol. 30, pp. 55–78. (In Eng.).
- Jiva Gosvami (2013) Tattva-sandarbha with Sarva-samvadini. Translated and commented upon by Gopiparanadhana Dasa. Vrindavan, Giriraja Publishing. (In Eng.).
- Jiva Gosvami (2021) Sri Bhakti Sandarbha. Sanskrit Text with English Translation and Jiva-tosani Commentary by Satyanarayana Dasa. Vol. 1. Vrindavan: Jiva Institute of Vaishnava Studies. (In Eng.).
- Marvin B. (1996) Hindu Encounter with Modernity by Kedarnath Datta Bhaktivinod. Sanskrit Religions Institute. (In Eng.).
- Okita K. (2014) Hindu Theology and the Question of Qualification: A Study of Gaudiya Vaishnavism. International Journal of Hindu Studies. Vol. 18. Is. 2, рр. 153–179. – https://doi.org/10.1007/s11407-014-9156-8. (In Eng.).
- Peter R. (1998) «Vedic» in the Terminology of Prabhupāda and his Followers // Journal of Vaishnava Studies. Vol. 6. No 2, pp. 141–160. (In Eng.).
- Sridhara Swami (2008) Srimad Bhagavad Gita with Sridhara Swami Gloss: Transl. by Swami Vireswarananda. Chennai: Sri Ramakrishna Math. (In Eng.).
- Taittirīya-Upaniṣad with Śaṃkarabhāṣya. GRETIL, SUB Göttingen. URL: http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/corpustei/transformations/html/sa_taittirIyopaniSad-zaMkarabhASya.htm#d1e1413 (accessed: 18.10.2023)
- Visvanatha Cakravarti Thakura. Sārārtha-varṣiṇi-ṭīkā: Commentary on the Bhagavad-gītā by Śrīla Viśvanātha CakravartĪ Ṭhākura: Transl. into English by Bhānu Swāmī, Sri Vaikunta Enterprises, Chennai, 2003, 614 р. (In Eng.).
- Williams M. (2021) The Impact of Navya-Nyāya on Mādhva Vedānta: Vyāsatīrtha and the Problem of Empty Terms. Journal of Indian Philosophy. Vol. 49. Is. 1, pp. 1–28. – https://doi.org/10.1007/s10781-020-09453-y. (In Eng.).
- Wong L. (2018) Universalising Inclusivism – and Its Limits: Bhaktivinod and the Experiential Turn. Journal of South Asian Intellectual History. Vol. 1. No 2, pp. 221–263. – https://doi.org/10.1163/25425552-12340002. (In Eng.).