УДК: 18.7.01,130.12; 141.319.8
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-114
EDN: VODOXH

ОТ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ТЕКСТОВ К НОВОЙ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭСТЕТИКЕ ЖИЗНИ И ФИЛОСОФИИ МУЗЫКИ

Г. Г. Коломиец
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: kolomietsgg@yandex.ru

Аннотация. Предметом исследования являются философские древнекитайские традиционные и современные инновационные взгляды на антропологическую проблему существования человека в аспекте образа жизни, эстетического знания в конфуцианском мировосприятии. Мотивом обращения к теме было желание проследить и представить философскую мысль о пути развития китайской культуры в приближении к эстетике жизни как возможности достижения прекрасной жизни. Актуальность проблемы заключается в выдвижении на современном этапе ценности чувственного начала, конкурирующего с рациональностью в мышлении. Новизной выступает антропосоциоэкологический подход в сравнительном анализе древнекитайских философских текстов, в которых значительное место занимала проблема ритуала и музыки, и современной новой конфуцианской философии, выделившей эстетику жизни. Автор особо обращает внимание на эстетическую ценность музыки в китайской философии. Использованы аксиологический, герменевтический, феноменологический, исторический методы. Введение дает краткое представление о сути антропосоциоэкологического подхода, применимого к китайской философии и о ценности музыки в аспекте исследования. Основная часть состоит из двух разделов, где первый посвящен философскому прочтению древнекитайских текстов и значимости ритуала и музыки в культуре Древнего Китая. Целью второго раздела было обращение к переосмыслению ключевых моментов образа жизни в новой конфуцианской концепции эстетики жизни современного китайского философа Лю Юэди. В выводах автора концепция нового конфуцианства, выдвигающая стремление к идеальной жизни, представляется утопической и вместе с тем плодотворной идеей в поисках самодостаточной личностной и межличностной удовлетворенности. В философии Лю Юэди выделены такие основные антропологические проблемы как китайское понятие жизни, различие хорошей и прекрасной жизни, ценность чувственно-эмоциональной компоненты; утверждается конфуцианский психоаналитический подход в философии музыки. С практической точки зрения современная китайская концепция эстетики жизни и ее моделирование прекрасного образа жизни означают создание условий, при которых каждый мог бы творить свою жизнь свободно, как художник творит искусство. Обращено внимание на чувственную и интеллектуальную интуицию в творческой деятельности и на различие подходов в китайской и европейской философии относительно образа жизни в динамике культурного развития.

Ключевые слова: древнекитайская философия, новое конфуцианство, эстетика жизни, антропосоциоэкологический подход, музыка, Лю Юэди.

Для цитирования: Коломиец Г. Г. От древнекитайских текстов к новой конфуцианской эстетике жизни и философии музыки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 114–125. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-114.


Литература

  1. «Люй-ши чунь цю» // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2 М., «Мысль»,1973. – С. 284–310.
  2. «Цзо чжуань» // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2 М., «Мысль»,1973. – С. 5–13.
  3. «Ши цзи» // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2 М., «Мысль»,1973. – С. 311–316, 370.
  4. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 2. Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – 316 с.
  5. Делёз Жиль Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 480 с.
  6. Коломиец Г. Г. Некоторые вопросы философской мысли о музыке Древнего Китая: статус и назначение в антропо-социальном аспекте // Вестник Оренбургского государственного университета, 2009. – № 7 (101). – С. 181–187. – EDN: KYFDYX.
  7. Коломиец Г. Г. Философия музыки как дар бытия и универсалия «музыкальное» в антропосоциоэкологической эстетике// III Российский эстетический конгресс: эстетика во времена глобальных перемен (18–20 мая 2023, Владимир). Владимир: Аркаим, 2023. Т. 1. – С. 247–249.
  8. Лангер Сьюзен Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: пер. с англ. С. П. Евтушенко. – М.: Республика, 2000. – 287с.
  9. Лекторский В. А. Философия, познание, культура. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – С. 13.
  10. Орлов Г. Древо музыки. Глава седьмая. Музыка как символ. СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2005. – С. 364–368.
  11. Стёпин В. С. Цивилизация и культура. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 408 с.
  12. Чжан Ж. История китайской эстетики Ли Цзэхоу / Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7 Философия. – 2019. – № 1. – С. 109–118.
  13. Li Zehou (1999) The History Ontology of Anthropology. Tianjin: Tianjin Academy of Social Sciences Press. – P. 252. (In Eng.).
  14. Liu Yuedi (2023) Confucian Living Aesthetics : Confucius and Yan Huis Delight as a Case Aesthetica Universalis = Всеобщая эстетика : ежеквартальный теоретический журнал. Vol. 3 (22). 2023 / МГУ имени М. В. Ломоносова, философский факультет. – М. : Издательство Московского университета, 2023. – С. 15–33. (In Eng.).
  15. Liu Yuedi. From «Practice» to «Living»: Main Trends of Chinese Aesthetics in the Past 40 Years. Frontiers of Philosophy in China. Vol. 13. № 1. P. 139–149. (In Eng.).
  16. Liu Yuedi (2005) Living Aesthetics: Critique of Modernity and Re-construction of Aesthetic Spirit. Hefei: Anhui Education Press. P.16 (In Eng.).