УДК 338.48
Матвей Сергеевич Оборин, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
e-mail: recreachin@rambler.ru
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КАК СПОСОБ АКТУАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В статье рассматривается понятие и содержание интеллектуального потенциала как сложной научной и социально-экономической категории, обосновывается его роль в системе образования и развитии общества и государства. Обоснована роль высшего образования в формировании интеллектуального потенциала в процессе обучения будущих специалистов и развитии универсальных компетенций и навыков критического, творческого мышления. Охарактеризованы элементы, уровни и результаты интеллектуальной деятельности. Изучено содержание управления интеллектуальным потенциалом, основные функциональные направления.
Целью статьи является изучение интеллектуального потенциала как научной категории, способов, средств и технологий, направленных на его эффективное управление и актуализацию в различных областях экономической деятельности.
Для достижения поставленной цели был проведен анализ теоретических основ сущности, формирования и управления интеллектуальным потенциалом, проанализированы данные статистики по расходам на научные исследования и разработки по видам деятельности, в том числе в отраслях промышленности, выявлены существующие проблемы и предложены меры по их решению.
Основные методы: диалектический метод познания процессов в сфере образования, метод системного анализа, формально-логический метод.
В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию государственной и региональной инновационной политики в процессе управления интеллектуальным потенциалом, так как от внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в промышленность зависит коммерческий и социальный эффект на уровне отраслей, регионов и государства в целом.
Выводы, полученные в ходе исследования: в современных условиях социально-экономическое развитие государства определяется динамикой научно-технического прогресса, уровнем профессионализма в различных областях жизнедеятельности, поэтому особое внимание должно уделяться управлению интеллектуальным потенциалом на системной основе, объединяющей высшую школу и практику.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, научно-исследовательская деятельность, образование, промышленность, научный продукт, человеческий капитал, инвестиционная привлекательность.
Литература
1. Анчишкин, А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики / А.И. Анчишкин. – Москва: «Экономика», 1973. – 294 с.
2. Астафьева, Н.В. Интеллектуальный капитал в системе высшего образования / Н.В. Астафьев // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2007. – № 9. – С. 59-62.
3. Бендиков, М.А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 4. – С. 3-24.
4. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – Москва, 1993. – 84 с.
5. Добров, Г.М. Организация науки / Г.М. Добров, В.Н. Клименюк, В.М. Одрин, А.А. Савельев. – Киев: Наукова думка, 1970. – 231 с.
6. Каптерев, А.И. Управление профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации: от теории к технологиям. Монография/ А.И. Каптерев. – Москва: «Экономика», 2004. – 302 с.
7. Кирюшина, О.Н. Научный потенциал системы образования как фактор ее модернизации/ О.Н. Кирюшина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2013. – № 11. – С. 115-123.
8. Козырев, А.Н. Оценка интеллектуальной собственности / А.Н. Козырев. – Москва: Экспертное бюро, 2016. – 298 с.
9. Лаврентьев, В.А. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направление его развития/ В.А. Лаврентьев, А.В. Шадрина // Креативная экономика. – 2014. – № 2 (26). – С. 52-61.
10. Мухин, В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебник для вузов / В.И. Мухин. – Москва: Владос, 2007. – 336 с.
11. Насибова, Э.Н.-К. Оценка интеллектуального потенциала вуза / Э.Н.-К Насибова // Вестник Иркутского государственного технического института. – 2015. – № 11 (106). – С. 251-263.
12. Рахлин, К. М. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности [Электронный ресурс] / К.М. Рахлин, О.Ю. Серова. – Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY9/potencial.htm – (дата обращения: 01.08.2018).
13. Ткачук, В.А. Управление интеллектуальным потенциалом как аспект оптимизации затрат предприятия, 2011г. [Электронный ресурс] / В.А. Ткачук. – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2011/00251.htm – (дата обращения: 01.08.2018).
14. Управление интеллектуальным потенциалом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/32308/ menedzhment/upravlenie _intellektualnym_potentsialom – (дата обращения: 01.08.2018).